РАЗРАБОТКИ
|
Социальная адаптация - устойчивый результат дальнейшего развитияВ социальной психологии адаптацию понимают как готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей, выживание и равновесие для выживания. Адаптация ребенка протекает в трех основных микрогруппах: коллективе, семье и среде неформального общения Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы. Выпускник современной школы должен уметь не только адаптироваться к новым условиям, выдерживая конкурентную борьбу и проявляя интеллектуальную и личностную состоятельность, но и быть готовым брать на себя ответственность за то, что происходит в стране. Возраст 17 лет является переломным в жизни ребенка, это период особого обострения жизненных проблем, когда молодой человек стоит на перепутье множества дорог, он впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, делает первые шаги в решении социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Первое реальное участие во взрослой жизни показывает уровень социальной зрелости - выполнение социальных ролей, ответственность. Основная задача юности – личностное и профессиональное самоопределение. Первые неудачные попытки могут привести молодого человека, особенно с невысоким уровнем социальной зрелости, к социальной дезадаптации В последние годы все больше появляется педагогически запущенных, дезадаптированных школьников, многие из которых находятся в тяжелом социальном положении (опекаемые, социальные сироты, инвалиды, проблемные дети) В этих условиях вечерняя общеобразовательная школа как субъект системы образования активно решает проблемы социальной адаптации, создает условия для развития детей «группы риска», одновременно корректируя их поведение. Адаптация применительно к деятельности вечерней школы означает ее способность гибко реагировать на изменение социокультурной ситуации и социального заказа, учитывать особенности, потребности и потенциальные возможности обучающихся, чутко реагировать на новые жизненные проблемы, создавать культуросообразную среду. Вечерняя школа как адаптивная система выполняет двойную функцию:
Основной контингент обучающихся в вечерней школы состоит из подростков «группы риска», для них характерна социально-психологическая незрелость, утрата мотивации, непринятие формальных требований обучения, низкие учебные навыки, личностные проблемы: неадекватная самооценка, деструктивная тревожность, проблемы в сфере общения, различной степени выраженности эмоциональные расстройства. Более половины учащихся имеют неблагоприятный семейный климат, т.е социально не защищены. В целом 80% контингента представлен подростками с различными видами дезадаптации, которая распыляет психологические силы, не давая возможности для личностного развития . Таким образом учащиеся вынуждены тратить значительную часть своих сил на психологическую защиту вместо строительства личности. Все они нуждаются в специальной помощи при социализации в современном, быстроменяющимся мире.
Поэтому перед коллективом вечерней школы поставлены задачи:
Выбраны формы работы:
Этапы и содержание работы по социальной адаптации:
1 Этап реабилитационный Адаптация к условиям вечерней школы, к основным требованиям образовательного процесса. Знакомство с правами обязанностями, формами взаимоотношений между людьми через классные часы, беседы, совместную деятельность. Таким образом учащиеся осваивают пространство школы Создается положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем, формируются позитивные групповые нормы общения. Создание личностно-ориентированной среды для самоопределения в учебной деятельности через изучения индивидуальных способностей и интересов и побуждения мотивации к какому-либо виду деятельности Входная педагогическая диагностика – анализ сформированных умений, помощь в осознании пробелов в знаниях и определение необходимых путей коррекции Формирование позитивной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе На этом этапе используется входная психологическая диагностика- познавательная, личностная сферы, Шкала социально-психологической адаптированности, Карта наблюдения Стотта, уровень сплоченности группы 2 этап Повышение уровня социально-психологической адаптации учащихся Создание единого образовательно- воспитательного пространства, которое будет способствовать восстановлению социального статуса уч-ся, комфортного режима школы с ориентацией на здоровый и активный образ жизни В учебном процессе создание курсов выравнивания – индивидуальные занятия и консультации- формирование опорных знаний и общеучебных умений Индивидуальные занятия с психологом по развитию эффективных приемов изучения учебных предметов на основе диагностики познавательной сферы, способностей и возможностей уч-ся. Работа с педагогами по корректировке программ в соответствии с индивидуальными особенностями уч-ся. Вовлечение уч-ся во все виды внеклассной работы, развитие сферы интересов, расширение сферы дополнительных образовательных услуг Формирование подгрупп для обучения на основе диагностики способностей и возможностей уч-ся (психологами доказано, что наиболее рациональные отношения складываются в группах от 7 до 10 человек. Поэтому процесс обучения на этапе подготовки к ЕГЭ перестраивается на подгрупповую работу) Основная форма учебной деятельности – взаимодействие с уч-ся, сотрудничество, направленное на позитивность развития и обучения Результат Всего за 5 лет школу закончили 207 учащихся Из них поступили в ВУЗы 27, ССУЗы 77 , трудоустроились 66 , ушли в армию сразу после школы 34. Во время обучения в школе получили начальное профессиональное образование: автодело 79 уч-ся, парикмахерское дело 82 уч-ся, швейное дело31 , оператор ПЭВМ 88 уч-ся. В целом за время обучения отмечается рост стрессоустойчивости, повышение профессиональной зрелости, учащиеся адекватно выбирают профессию, планируют свой профессиональный путь, овладевают навыками конструктивного взаимодействия с окружающими и большинство учащихся – 98 % адаптируются в ближайшем окружении, находят свою социальную роль в обществе. Уч-ся учатся выполнять требования, предъявляемые к уровню их обученности, осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования Овладевают умениями учиться, определять границы и дефицит своих знаний, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем, строить алгоритм своих действий Овладевают умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.) которые дают возможности решать большой круг социально-ориентированных и личностных задач. Приобретают широкий социальный опыт, позволяющий им ориентироваться в окружающем мире, находить в нем свое место Возрастают показатели готовности помогать окружающим, развивается чувство ответственности, уровень эмпатии. Учащиеся стали более альтруистичными, способными к компромиссному общению, многие определяются с выбором профессии. В целом учащиеся приобретают позитивную жизненную позицию, пересматривают свои взгляды на жизнь. Из «хронических неудачников» становятся социальнополезными людьми, способными не только адаптироваться к микросреде, но и активно изменять ее.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Советы, которые стоит знать родителям будущих первоклассников Всё, что нужно знать родителям первоклассников в картинках Как развивать детей эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени Собрание родителей будущих первоклассников "Ребенок идет в 1 класс" |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены