РАЗРАБОТКИ
|
Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
Чернышова Юлия Николаевна,
учитель английского языка филиала МБОУ Сосновской СОШ№1 в селе Отъяссы Сосновского района Тамбовской обл. Французский писатель А.де Сент Экзепюри писал: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». В подтверждении общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А.Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный , а социальный смысл». [2, с.3] Одаренного ребенка характеризует отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость. Одной их проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Как показывает опыт, иностранный язык представляет неограниченные возможности формирования и развития ребенка. При обучении одаренных детей английскому языку необходимо создавать условия для их социализации, развить некоторые личностные качества (толерантность, взаимопомощь, сопереживание, уважение, общительность, ответственность перед собой и другими и т.д.) и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Поэтому, проводятся специальные занятия, на которых они могут обсуждать социальные и межличностные проблемы. А.И.Савенков утверждает: «Эти занятия… помогают ребенку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействуют пониманию детей самих себя, изучения ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей». [3,с.246]. Это означает, что одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В свою очередь содержание социальной компетенции может быть определено ситуациями из сфер общения учащихся, в которых происходит социализация ребенка. Такую работу необходимо проводить уже с младшего школьного возраста. Ученика нужно научить выражать согласие или несогласие выполнить действие, уметь аргументировать свою точку зрения, критично относиться к своим действиям и высказываниям и т.д. Но самое главное, я считаю, необходимо научить ребенка ответственно относиться к окружающим его людям. Поэтому, даются задания, которые предполагают совместные решения. Например, уже во 2 классе мы готовим подарок учащимся первого класса – азбуку на английском языке. Вот здесь то и проявляется ответственность за свою работу и ответственность перед другими учениками. Для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы организации обучения, которые позволили бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку. Учитывая эту особенность, использую не только индивидуальные, но и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива. Я организовываю деятельность учащихся, дающую возможность проявлению способностей и удовлетворению их потребностей: они готовят задания по всем видам речевой деятельности для своих одноклассников, проводят консультации для учащихся младших классов. Ученики 9 класса подготовили компьютерную презентацию учащимся 5 класса о достопримечательностях Лондона. В своей работе они использовали ресурсы сети Интернет. Конечно, на поиск информации и на подготовку презентации у ребят ушло много времени. Но они получили огромное удовлетворение, когда увидели восхищенные глаза пятиклассников. В моем кабинете висит расписание консультаций для учащихся младших классов и среднего звена, которые проводят талантливые ученики. Надо сказать, что этот вид работы полезен и нужен не столько слабым ученикам, сколько одаренным детям. Это помогает им развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты своей работы. Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися, но в то же время отличаться определенным своеобразием. Эти методы и формы необходимо разделять на урочные и внеурочные. Конечно, основной формой остается урок. Но он должен отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Если не занимать таких детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Поэтому, если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному ученику – проанализировать проблему текста, сделать выводы и т.д. Такие задания развивают критическое, аналитическое мышление, провоцируют ученика на поиск выхода из ситуации. Важным здесь является и то, что ученик учится пользоваться источниками информации (справочной литературой, дополнительными пособиями, ресурсами Интернет и т.д.), т.е. заниматься самообразованием. Это позволяет индивидуализировать и интенсифицировать обучение, повысить активность учащихся и мотивацию учения. Древнекитайский мудрец Конфуций говорил: «Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю». Это высказывание и сейчас очень актуально. Применение новых технологий, особенно проектная методика, личностно-ориентированное обучение, помогают в работе с одаренными детьми. Дети с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью при выполнении любых проектов. Здесь реализуется дифференцированный подход в обучении, существует возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы. Мы можем проследить многообразие форм реализации проекта и оформление конечного результата (конференция по проблемам исследований, выпуск газеты, создание учебных материалов, игра – путешествие, систематизация справочного материала по определенной теме и т.д.). Так, например, учащиеся 10 класса подготовили компьютерную презентацию «A local wonder» о Святоникольской Мамонтовой Пустыни, где они представили историю древнейшей обители Тамбовщины. В процессе такой работы ученик постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. Часто этого не хватает одаренным детям. В процессе выполнения проектов у ребенка развивается не только его мышление, но и его эмоциональная сфера, его чувства, душа. Внеурочная деятельность играет не менее важную роль в развитии одаренности. Это – различные конкурсы, театральные постановки, недели английского языка, школьные, районные, зональные и региональные олимпиады, элективные курсы. Разработаны программы элективного курса «В мире грамматики», кружка «Узнай лучше английский язык». Целенаправленно ведется подготовка детей к участию в олимпиадах, как на уроках, так и вне основных учебных занятий. При этом используются материалы разнообразных пособий: "Round – Up”-4,5”; "Grammar Practice” (Longman), Maximizer, "Use of English” Н.Б.Донецкая и т.д. Результатом такой работы являются призовые места в районных и зональных олимпиадах на протяжении нескольких лет. Таким образом, учителю необходимо создавать условия для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей в условиях образовательной среды, применяя различные формы и методы, учитывая индивидуальность каждого ребенка.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены