РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.Детство – это пора радости, веселья, беззаботности. Однако в это время начинается учеба, и необходимо сделать так, чтобы для малыша она была не нудным и утомительным делом, а захватывающим и интересным процессом. Что может побудить ученика учиться? Это авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету. Доброжелательность учителя, его заинтересованность в успехе учащихся стимулирует его активность на уроках. Демонстрация лучших работ каждого ученика, умение хвалить на каждом уроке даже за малые достижения мотивирует его. Использование игровых форм обучения и в первую очередь ролевых игр является отличительной особенностью интенсивных методов. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает творческие возможности, свойства его личности. Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без вну-тренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. И нашла выход в формирование и повышение учебной мотивации через проектную деятельность. Среди инновационных педагогических технологий, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проектная деятельность младших школьников, способствует:
Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или групповой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик. Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно организуются долгосрочные проекты. Так, вопрос дружбы и отношения к себе, определения своего места в мире могут рассматриваться в нескольких проектах по мере взросления учеников. Первым проектом моих первоклассником стала презентация, которую ученики назвали « Здравствуй, это я!» В ней они решили рассказать всей школе о себе, своих интересах, о том добром и хорошем, что есть в каждом из них. Проект ориентирован на сближение учеников, формирование интереса и внимательного отношения друг к другу. В ходе оформления презентации они решили расширить тему, рассказав не только о себе, но и о своих семьях, питомцах. Я работаю по программе «Школа России», которая предлагает нам урочные проекты на различные темы: «Живая азбука», «Наш класс – дружная семья», «Моя малая Родина», «Математика вокруг нас», «Дикие животные» и многие другие. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Во втором классе одним из проектов стала работа над темой «Новый год шагает по планете», которого нет в учебниках. Все дети верят в сказку. И ежегодно она оживает в чудесные дни предновогодних приготовлений. Именно в это время у них возникают многочисленные вопросы к взрослым, а ответы на них порой не могут дать даже они. Ведь большинство из них имеет лишь поверхностное представление об истории символов и атрибутов этого праздника, связанных с традициями русского народа и семейными традициями. Данный проект был составлен в соответствии с нашими интересами. В ходе работы проводили совместное обсуждение. Разрабатывали план выполнения проекта, определяли способы совместной деятельности и сроки выполнения работы. II Этап. Работа над проектом. Групповая форма проекта - путешествие по странам. Для этого все учащиеся класса разбиваются на группы, каждой из которых предстоит найти информацию, предложенных стран: Вьетнаме, Италии, Бразилии, Англии, Франции, Германии и конечно же в России. Затем следовала самостоятельная работа: дети собирали материал, работали с литературой и другими источниками, обращались за помощью к родителям, к библиотекарю нашей школы, фиксировали материал и готовили к использованию в проектах. Я, консультировала их по мере необходимости: какую информацию исключить или, наоборот, добавить. Ненавязчиво контролировала (наблюдала, фиксировала группу в целом . Я оказывала помощь учащимся при подготовке презентации работы. Дети во внеурочное время готовились к выступлению. Затем мини-группы показывают умение планировать и осуществлять работу. Я принимаю отчёт проделанной работы, обобщаю результаты работы групп. Вашему вниманию представляю групповые проекты второклассников. Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Дети приготовили Мастер-класс на новогоднюю тематику и сняли на видео. И вашему вниманию представляю мастер-классы «Поделка – ёлочка», приготовление новогодних бутербродов. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
III Этап Итоговый. Когда у нас были собраны все выступления каждой группы, тогда я создала коллективный проект – это видео фильм «Новы год шагает по планете». Презентация видеофильма проходила в канун нового года перед родителями. Все получили огромное удовольствие, а дети смотрели на себя как на настоящих артистов. После этого ученики вместе с родителями долго обсуждали свою работу, оценивали её, радовались. Первый совместный проект показал, что за период работы над ним родители и дети стали ближе друг к другу, большинство родителей стали " героями” в глазах детей. Это был наш первый опыт в создании фильма. Таким образом,
Всего комментариев: 1
1
ChemTeach • 12:49, 15.09.2013
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как правильно подготовить первоклассника к школе ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие? Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». В помощь мамам и папам: что делать, если ребенок не любит школу? Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены