РАЗРАБОТКИ
|
Технология ИСУД как инновационная деятельность педагога в персонификации образовательного процесса
«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло»
А. Горячев «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. В настоящее время развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания детей. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования значительная часть учителей пытается научиться работать по-новому, так как именно «Школьное образование сегодня – решающий фактор индивидуального успеха и развития страны в дальнейшем» [6]. Наиболее значимой особенностью современной системы школьного образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной [4, с. 2]. Многие исследователи утверждают, что инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности» [9]. Ф. Удвадиа относит инновацию к новому виду деятельности для организации [Udwadia, 1990, р. 2]. Ряд авторов в качестве признака инновационности указывают на способность организации осуществлять активный поиск информации, распознавать её ценность во внешней среде, ассимилировать ее и применять для достижения собственных целей. Логика инновационного процесса, по мнению Т. И. Шамовой и Н. П. Капустина, подчинена идее модернизации и отражает путь обновления образовательной системы. Он включает в себя следующие стадии:
В процессе теоретического осмысления технологии ИСУД, педагоги нашей школы утвердились в том, что доступность, качество образования, как и эффективность, начинаются с «учителя нового качества». Реализуя концептуальную модель технологии ИСУД, учитель становится «учителем – управленцем», приобретая такие компетенции, как: грамотное управление собственной деятельностью; сознательный и конструктивный анализ учебных ресурсов ученика; конструирование целей, планирование и организации учебного процесса; анализ результатов собственной и ученической деятельности. Именно потребность в таком учителе четко обозначена в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. Проблема переосмысления роли учителя – от функции передачи знаний к созданию условий для развития учащихся – в современных условиях встала и передо мной. Дети с особыми образовательными потребностями и возможностями, а именно такие обучаются в нашей школе, тоже имеют право быть уникальными личностями. Профессионально точно «увидеть» своего ученика, его проблемы, управлять той образовательной средой, в которой можно поддерживать каждый успех ребенка, а, значит, персонифицировать процесс обучения, мне позволило внедрение данной технологии. Для осознанного управления учителем роста учебно-познавательных ресурсов ученика нужен определенный объем знаний учителя об ученике как субъекте обучения. Что определяет успешность каждого ученика? Какие особенности личности ученика являются особенно важными для учета в построении учебного процесса? На эти вопросы я ответила на первом этапе освоения технологии ИСУД при проведении педагогической диагностики. Авторы технологии включили в структуру учебного успеха ученика 10 характеристик. Безусловно, у многих учителей возникают вопросы о месте данных параметров в педагогической деятельности. Различия учащихся в такой характеристике, как актуальный уровень развития – обучаемость, обученность, ещё как-то можно учесть через внешнюю дифференциацию, разделив детей по классам, категориям в соответствии с данными контрольно-методического среза (КМС) или тестирования. Такие же различия, как особенности психологических феноменов в «поле профессионального зрения» учителя не всегда попадают. А если и попадают (по результатам обследования психологов), то редко становятся основанием для педагогического конструирования индивидуальной помощи в рамках учебных занятий [3, с. 7]. А ведь именно эти параметры являются основными «инструментами», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика. Результаты диагностики позволили мне определить особенности индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика, то есть персонифицировать образовательную деятельность. Теперь я знала, на что у данного ученика мне надо опираться и что у него надо развивать. Следующим шагом внедрения инновационной технологии в моей педагогической практике был отбор или проектирование набора учебных приемов и заданий, направленных на развитие выделенных параметров. Согласно авторам, «…если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость». Такой набор учебных приемов и заданий мною был собран в методическую разработку «Развиваем внимание младшего школьника», набор приёмов «Азбучные игры» вошёл в коллективный сборник «Приемы для успеха». Личная картотека учебных заданий и приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика, мною была разработана и презентована школьному методическому объединению на заключительном этапе опытного внедрения технологии ИСУД в нашем образовательном учреждении. Данная инновационная деятельность позволила мне овладеть компетентностью учителя начальной школы, обусловленной Требованиями к условиям реализации ФГОС НОО: эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для определения персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовательном процессе. Технология ИСУД в персонификации образовательного процесса инновационна по определению, так как позволяет решить комплексно систему целей:
Использованные источники Интернет источники:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены