РАЗРАБОТКИ
|
Ключевые установки и действия повышения учебной мотивации на уроках истории.Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому на её уровень влияют самые различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения. К факторам, препятствующим развитию мотивации, относятся отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов; расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем; отношение к интеллектуальной собственности, пропаганда гламурного образа жизни, так широко и в красках рекламируемого телевидением и в сети Интернет. Сильнейшим фактором, препятствующим развитию мотивации, для подростка может являться также принятый в семье стиль воспитания, когда родители решают все вопросы за своего ребёнка, не давая ему возможности проявить инициативу в принятии решений; или напротив родители занимаются зарабатыванием денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий. В обеих ситуациях, выбранная родителями позиция, не способствует развитию мотивации и приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? В педагогической практике существует множество методов формирования и развития мотивационной сферы. Среди основных современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результатах обучения. Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника, а особенно, на мой взгляд, на уроках истории. Именно на этих занятиях у него появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. На мой взгляд наиболее удачная форма проведения таких уроков – игровая, так как у урока-игры масса преимуществ:
Вывод: использование игровых моментов делает урок более насыщенным, продуктивным, а главное, интересным для учащихся, что позволяет учителю выполнить основную задачу в своей деятельности: привить стойкий интерес к учебному процессу и изучаемому предмету. Это очень важно не только для развития современного образования, но и для развития страны в целом, в силу тех сложных задач, которые необходимо решить в ближайшее время. 1. Использование информационных технологий Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены