РАЗРАБОТКИ
|
Предпрофильная подготовка школьников по географииСовременный уровень развития общества предъявляет новые требования к подготовке выпускников школ к жизни и будущей трудовой деятельности. Это связано с целым рядом разных обстоятельств. Во-первых, изменяющийся мир профессий сегодня чрезвычайно динамичен. Ежегодно появляются около 500 новых специальностей. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это означает, что человеку надо стремиться овладеть не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями. В-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и навсегда связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием. Проводимое мной анкетирование учеников 6-8 классов показало, что только незначительная часть школьников (13%) обращаются за получением профориентационной информации о разных видах труда к учителям. Основная же масса учащихся (87%) предпочитают другие источники информации: 32% подростков обращаются за помощью в решении вопросов выбора профессии к родителям и другим родственникам; 19% - узнают об интересующих видах трудовой деятельности из средств массовой информации; 13% школьников предпочитают советы сверстников в определении собственных профессиональных предпочтений; 11%респондентов вообще не имеют представления, о том, где можно получить интересующие их знания о профессиях. Подростки имеют крайне слабую информированность о мире профессий, сферах профессиональной деятельности, требованиях, которые предъявляет та или иная профессия человеку. В среднем ученики 6-8 классов называют около 13 профессий. В их число входят наиболее распространенные: продавец, строитель, парикмахер, дворник, пожарный, грузчик, электрик, слесарь, металлург…. А в пятерку самых популярных – водитель, учитель, шахтер, милиционер и врач. Последние из перечисленных профессий были названы большинством учащихся (84%). Диагностика мотивов выбора профессий свидетельствует, что школьники слабо учитывают возможности и те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку. Поэтому для большинства учащихся (43%) основным мотивом является внешняя привлекательность, престижность профессии. Для 30% подростков в выборе профессии характерны мотивы, связанные с материальным благополучием, учащиеся хотели бы иметь, прежде всего, хорошо оплачиваемую работу. У 22% школьников на первый план вышли внутренние мотивы, связанные с желанием лучше узнать содержание профессии, обязанности специалиста в избираемой сфере труда. Эту часть подростков привлекала творческая работа, стремление сделать свою профессиональную деятельность полезной для людей. Хотя внутренние мотивы выбора профессии появлялись не у всех учащихся и при ранжировании стояли только на третьем месте, результаты анкетирования показали, что 87% подростков испытывают интерес к содержанию профессии, 73% школьников хотели бы развивать знания, умения и навыки в избираемой сфере профессиональной деятельности. Приведенные выше факты свидетельствуют о неподготовленности большинства школьников к принятию решения выбора профессии. В этой связи целесообразно в 9 классе предложить школьникам курсы по выбору, а в 10-11 классах элективные курсы, что позволит ученикам более качественно подготовиться к ЕГЭ, приобрести знания и навыки, освоить способы деятельности для решения практических, жизненных задач. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входят в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основные функции:
1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. Предметные элективные курсы можно разделить на группы:
2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. 3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено, что элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации курсов:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены