РАЗРАБОТКИ
|
Формирование мировоззренческих установок восьмиклассников в системе уроков развития речиВ современной России осознается падение нравственно¬сти молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Философы, социологи, поли¬тологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их твор¬ческое переосмысление. В этой связи становится понятным особое значение формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В данном процессе велика роль родного языка. Поэтому в новом стандарте русский язык определяется как предмет духовный, мировоззренческий, т.е. формирующий систему взглядов и воспитывающий «гражданина, патриота». Подростковый возраст — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Учитывая бедность учебных пособий по русскому языку уроки «развития речи» являются самым актуальным приемом в формировании мировоззренческих установок учащихся. Поэтому мною было проведено исследование , цель которого состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке методической системы по формированию у учащихся 8-го класса ценностной картины мира на основе мировоззренческих концептов в процессе речевого развития школьников. Т.о. была выдвинута гипотеза: целенаправленное и осознанное формирование национальной картины мира на основе мировоззренческих концептов в процессе речевого развития школьника способствует развитию ученика как «человека культуры» (в понимании М.С. Библера) и целостной личности, обретению им ценностных ориентаций и смысла жизни, а также свободы речевого оформления. Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы работа проводилась поэтапно. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень сформированности лингвокультурологических знаний и умений восьмиклассников на основе осмысления и переживания ими гуманитарно значимых концептов. 1. Учащимся было предложено написать сочинение на тему: «Мое представление о вечных ценностях». В задачи эксперимента входило:
Из представленных в таблице данных можно увидеть, что высок рейтинг семьи как ценности, что не противоречит данным, констатирующих высокую степень сплоченности и солидарности в системе отношений «отцов и детей». Скорее всего это связано с формированием у подростков средства защиты на пороге вхождения в более широкий социум. Но, есть работы, где учащиеся отмечают непонимание, даже обиду во взаимоотношениях с родителями. Чаще всего эта проблема затрагивается подростками из неблагополучных семей. Я установила, что концепт «дружба» является для подростков одним из самых актуальных ценностей. Во многих работах она возведена на пьедестал. Авторы этих работ считают, что в основе дружеских отношений лежит личный интерес, что свидетельствует концепция разумного эгоизма, выражая пользовательское отношение к другу. Христианское осмысление дружбы встретилось только в нескольких работах (умение дружить – это божественный дар). Это привело меня к выводу, что необходимо в работу внедрять концепт «толерантность» Также одной из ценностей является «свобода». Это понятие интерпретируется подростками как отрицательное, т. к под ним понимается свобода в выборе поступков и действий. Отнесение концепта «деньги» к вечным ценностям объясняется давлением на подростка потребительски ориентированной среды, способной деформировать сам смысл жизни, вызывая в детях стресс и напряжение. (В нашем мире все можно купить, а не достичь трудом). Т. о. можно сделать вывод, что доминантной формой этического сознания наших респондентов является форма наивного понятия. Наши респонденты в своем большинстве не готовы к языковой/речевой форме репрезентации духовно-нравственных знаний и представлений, поэтому «переживание» телеономных концептов у них, по-видимому, осуществляется в основном за границами языка. 2. Мною был проведен диагностический опрос «Три смысловые доминанты», целью которого было определить три наиболее значимые и актуальные для школьников проблемы, связанные с формированием «практической философии» человека. В ходе исследования решалась конкретная задача: установить, какие концепты «практической философии» наиболее востребованы современными подростками. Респондентам был предложен список тридцати тем морально-этического содержания, представленных или понятиями – антиподами, или понятиями – «друзьями». От них требовалось выделить (обвести в кружок цифру) три темы, которые они считают наиболее важными, актуальными и интересными для себя (если есть необходимость. Восьмиклассники проявили устойчивый интерес к четырем темам морально-этического содержания: Вера. Надежда. Любовь , Свобода , Воля , Радость, Удовольствие . Таким образом были определены актуальные темы уроков речевого развития, разработана система уроков для освоения учащимися «вечных ценностей». 3. Диагностический прием «Трех пословиц». Задача эксперимента: установить отношение современных школьников к когнитивным, аксиологическим и поведенческим стереотипам, составляющим этническое сознание и хранящимся в паремиологическом фонде языка (пословицах и поговорках). Для констатации установок современного этнического сознания респондентам было предложено из предъявленного списка в 40 пословиц назвать сначала
В ходе обработки материалов диагностического среза «Три пословицы» было установлено, что остроение современной мировоззренческой модели обучения языку и речи невозможно без учета ситуации когнитивного диссонанса, в которой существуют наши ученики, для которых два элемента знания: знание нравственных законов, по которым должен жить человек, и знание того, что сейчас по этим законам жить нельзя, - находятся в отношениях непримиримого противоречия.
Результатом теоретического исследования и констатирующего эксперимента явилась разработка и обоснование системы лингвоконцептоцентрических уроков развития речи в 8 классе на основе мировоззренческих концептов («свобода-воля», «добро-зло» и «толерантность»). Изучение данных мировоззренческих лингвоконцептов опирается на принцип лингвоконцептоцентризма в преподавании родного языка и в формировании языковой личности, понимаемый как направленность концептуального анализа на присвоение учеником культурных смыслов в процессе его «диалога» с культурными концептами, отражающими взаимосвязь языка и культуры. Совершенствование и разнообразие методического инструментария позволяет осваивать язык как культурно-духовный феномен, слово и понятие «делать собственностью ребенка» (Л.С.Выготский), ведь культурой («царством смысла» - Ф.Феникс) нельзя овладеть, ее можно только присвоить. Постепенное «вхождение» в мировоззренческие концепты (с учетом индивидуально-возрастных особенностей восьмиклассников) – это и есть присвоение (=осмысление и переживание) конкретной «культурной темы» в языке и литературе, причем присвоение рефлексивное, «событийное», предельно личное, определяющее отношение ученика к «ключевому слову» русской культуры. Ведущим жанром речи экспериментального обучения, реализующим когнитивно-творческую деятельность учащихся, в 8-м классе является метафорический портрет слова и эссеистический текст. Итогом контрольного эксперимента стали творческие работы учащихся:
Анализ результатов экспериментального обучения показал эффективность предложенной методической системы уроков, при которой в результате специально организованной деятельности ученика происходит своеобразное «окультуривание» личного опыта, школьника, его обогащение и преобразование. Работу в этом направлении необходимо продолжать, систематизировать, только в этом случае можно рассчитывать на духовно-нравственное, толерантное, свободное БУДУЩЕЕ страны.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Подготовиться к школе - это просто В школу с удовольствием или со слезами? Памятки - помощники в выполнении домашнего задания по математике Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены