РАЗРАБОТКИ
|
Роль музыки в организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья
Велигодская Анна Константиновна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 18 Центрального района Санкт – Петербурга (ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 )
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, является мощным средством снятия эмоционального перенапряжения. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через основные факторы: физиологический и психологический, она позволяет повысить психологический комфорт и установить равновесие в деятельности нервной системы. Музыка проникает в подсознание и может вызвать многое из того, что там сокрыто. Она может помочь осознать окружающий мир независимо от того есть ли у человека какие-нибудь нарушения. В современной отечественной и зарубежной психологической литературе отражены результаты исследований многих авторов, раскрывающих различные вопросы, связанные с изучением проблем музыкального восприятия и воздействия музыки на человека Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти), классические произведения. На уменьшение чувства тревоги и неуверенности влияют мажорные мелодии. Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:
Музыкальное сопровождение - это система методических мероприятий, средств, приемов организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющих включить музыку в разнообразные учебные занятия в качестве фактора создания положительного настроя, а также элемента организации учебного занятия Учащиеся с проблемами в развитии отличаются неспособностью устанавливать адекватные эмоциональные и социальные отношения, не могут осознать себя частью окружающего мира, правильно соотносить части своего собственного тела в пространстве. Музыкальное сопровождение основывается, прежде всего, на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому умение школьников эмоционально откликаться на музыку и адекватно воспринимать различные музыкальные произведения является важным показателем. Наш опыт показал, что целесообразно включать музыкальное сопровождения во время проведения динамических пауз, во время изобразительной деятельности, на переменах, в свободной деятельности детей. Тематика музыкальных произведений, которые мы применяем в работе включает:
В нашей работе музыка играет второстепенную роль, но она является той основой, которая помогает в решении многих задач коррекции и компенсации недостатков развития у школьников со сложной структурой дефекта. Например, дети с большим интересом принимают участие в проведении динамических пауз под музыку, легче повторяют движения под ритмический рисунок музыки, лучше воспринимают стихотворный текст. Плавная мелодичная музыка помогает педагогу контролировать силу своего голоса и произносить соответствующий текст речедвигательного упражнения, сопровождая его четким показом: Ветер деревья качает (руки поднять вверх, покачать руками из стороны в сторону), Музыка для проведения физкультминуток, а также пальчиковых игр должна отличаться яркой мелодией, простой формой, ритмичностью , поскольку необходимо повысить моторную активность детей, в то же время мелодия должна быть средней силы звучания, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, влечет неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность. Учащимся легче повторять движения пальцами и руками, если под ритмичную музыку учитель речитативом повторяет: Пальчик, пальчик тук, тук, тук. Часто, во время перемены, если мы наблюдаем у школьников признаки переутомления, перевозбуждения на помощь приходит спокойная музыка, включающая звуки природы. Она способствует стабилизации нервной системы и релаксации в целом. Различная по характеру музыка по-разному сказывается на детях. Задорный, веселый характер музыки вызывает двигательную реакцию у гиперактивных детей. Спокойная классическая музыка настраивает на отдых, оказывает благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и замкнутым, аутичным. Использование музыкального сопровождения в работе со школьниками, имеющими интеллектуальную недостаточность, влияет на развитие:
Безусловно, чтобы двигаться под музыку, подбадривать одних детей и успокаивать других, необходимо терпение и вера в свою работу. Музыкальное же сопровождение в широком смысле этого слова, отчасти влияет на создание благоприятной, развивающей среды для школьников со сложной структурой дефекта. Литература.1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с. 2.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с. 3.Музыкальная терапия для детей с аутизмом /Джульетта Алвин, Эриел Уорик; под ред. Э.Уорик. – 3-е изд., стер.- Москва: Теревинф, 2008.-208
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены