РАЗРАБОТКИ
|
Статья "Семинар в системе уроков русского языка"СЕМИНАР В СИСТЕМЕ УРОКОВ Урок-семинар как разновидность повторительно-обобщающего урока может стать основой разработки системы уроков по изучаемой теме. Уже на первом уроке по теме предлагаю ученикам серию взаимосвязанных вопросов и заданий. Эти вопросы и задания позволяют учащимся подбирать необходимые материалы к уроку-семинару, систематизировать языковые факты, готовить сообщения, что способствует формированию научного стиля речи, умению вести диалог, аргументировать свою точку зрения , оценивать своё выступление и высказывания других. Семинар оказывается эффективной формой контроля, само- и взаимооценки знаний:
Прежде всего следует определить замысел системы уроков по теме и только после этого установить конкретное содержание каждого занятия. Такой подход в прогнозировании обеспечит разработка в первую очередь урока-семинара по теоретической теме. Вся подготовка учителя в реализации замысла уроков будет сосредоточена на продумывании урока-семинара, последнего в изучении теоретического материала. Урок-семинар, таким образом, станет не только завершающим в системе уроков, но и объединяющим эти уроки в систему. Системность здесь обеспечивается содержанием материала (системой языка), базовыми умениями и навыками, логикой подачи и распределения учебного материала по отдельным занятиям При проектировании урока-семинара перед разработкой отдельных уроков по теме удается достичь глубины, системности гибкости знании учащихся, поэтапного формирования необходимых умении, решения комплекса воспитательных задач, поскольку разработка воспитательной цели к каждому отдельному уроку носит фрагментарный характер, разрушает единство воспитательного воздействия на личность ученика. Основой содержания урока-семинара является теория. Ведущей целью такого урока становится необходимость формирования теоретического мышления, которое обеспечивает перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал, что позволяет подросткам самостоятельно изучить новую информацию и применить полученные знания на практике. Представляю рабочую версию урока-семинара по теме «Самостоятельные части речи». ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ Заранее предлагаю учащимся блок вопросов и заданий, которые вывешиваю в кабинете русского языка. Вопросы Фамилия (вписывают ученики) Выбор вопросов и заданий может быть как индивидуальным, так и групповым Вопросы и задания к уроку-семинару.
Перед уроком-семинаром предлагаю следующие карточки тем ребятам, кто не выбрал для себя задания. В этих карточках предусматривается выполнение орфографических и пунктуационных заданий. Карточка 1. Осень Поспевает брусника, Все деревья бл..стают Стали дни холоднее. В разноцветном убор.. . И от птичьего крика Со.лце реже см..ется, В сер..це только грустнее. Нет в цветах благовонья. Стаи птиц улетают Скоро осень проснется. Проч.. за синее море. И заплач..т (с) просонья. (К. Бальмонт.)
Тяжелый снег Сыпл..т с неба снег-снеж..к, Словно ле..кий пух-пущ..к... Отчего(ж), вздыхая тяжко, Шепч…т крыша: «Ох, как тяжко!»? (Ц. Ангелов.)
ХОД УРОКА-СЕМИНАРА В начале урока ученики разрешают проблемную ситуацию, которую создает так называемый квазитекст: каждое отдельное слово в нем непонятно, а смысл текста довольно ясен. У детей возникает чувство удивления, желание разобраться. Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: — Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: — Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: — Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: — Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (Л. Петрушевская.)
Работа с квазитекстом завершается итоговой беседой, в которой учащиеся убеждаются в том, что грамматика очень информативна. Можно установить то лицо (предмет), которое производит действие, найти слова, обозначающие это действие, а также слова, которые обозначают качества (признаки), направленность действия, место, время совершения действия и др. Затем ученики с помощью учителя делают вывод: слово в предложении обладает системой грамматических (морфологических и синтаксических) значений. Синтаксические — значения подлежащего (деятеля), сказуемого (действия), определения (признака предмета), дополнения (направленность действия), обстоятельства (места, времени, причины, цели, условия и т. д.); морфологические — рода, числа, падежа у имен; времени, лица, числа у глагола. В данном тексте не оказалось только конкретных (индивидуальных, лексических) значений самостоятельных слов. Разрешение проблемной ситуации позволяет школьникам наглядно представить грамматические значения и морфологические способы их выражения, что облегчает усвоение абстрактных моделей (схем) речи. Затем учащиеся переходят к ответам по индивидуальным и групповым заданиям, к написанию словарных диктантов на основе взаимообмена зашифрованными карточками и к взаимопроверке выполнения работы. После анализа квазитекста учащиеся рассказывают об именах, переходе слов из одной части речи в другую, об особенностях местоимений, причастий и деепричастий как глагольных формах, синтаксической роли самостоятельных слов. Затем — сказка. Почти все дети пытались дома сочинить сказку. Иногда чей-то удачный вариант становится основой для коллективного творчества. Так случилось со сказкой «Как Существительное подружилось с Прилагательным». Жило-было Существительное. И что ни встречало, тому давало название, имя: дорога, небо, облака, день, утро, ночь. Но как-то это скучно выходило. Однажды Существительное встретилось с Прилагательным: -Широкая ровная дорога, синее бездонное небо, высокие серебристые облака... Это было очень красиво. Вскоре Прилагательному захотелось быть похожим на своего старшего и более опытного друга: -Животное, рабочий, набережная; ширь, синь, зелень... Получалась удивительная вещь: чем больше Прилагательному хотелось быть похожим на Существительное, тем все меньше оно становилось похожим на самого себя. Уже, казалось, и не нужна ему дружба с Существительным: -Современный рабочий, школьная столовая... Существительное было очень мудрым и терпеливым другом и не хотело терять полезного товарища. Оно поставило Прилагательное после себя, чтобы защитить его при встрече с различными неприятностями. И сбежать так значительно труднее. Так появилось Предложение: -Книга интересная. Зима морозная. Человек счастлив. Прилагательное теперь и не пытается оставить своего друга, так как из второстепенного члена предложения превратилось в главный. Сказка понравилась всем: теоретический материал «оживал» в сказочной форме. Ребятам было предложено увеличивать количество действующих лиц; например: прилагательное + существительное и глагол + наречие.Это стало домашним заданием. Урок-семинар завершается итоговой беседой.
Использованный материал:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены