РАЗРАБОТКИ
|
Использование исторических примеров служения Отечеству для духовно-нравственного воспитания обучающихся старших классов.
Использование исторических примеров служения Отечеству для духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов. Автор: Тимофеев А.С., учитель истории и обществознания, заместитель директора по НМР МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» «История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». (В.О. Ключевский)
1) Занимаясь преподаванием истории, можно выделить следующие цели использования исторических примеров защиты Отечества в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. а) В проекте «Национальная доктрина образования» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Наша деятельность в целом должна соответствовать данному проекту. Но воспитывать необходимо пользуясь не только абстрактными общими постулатами, но и конкретными частными примерами. б) Нам жизненно необходимо воспитание среди подрастающего поколения любви к Родине, уважения к её историческому наследию. Без освоения исторического прошлого невозможно и полноценное созидание будущего. Исторические примеры незаменимы практически для любой науки, поскольку она возникла не сейчас и имеет полезный опыт развития. в) Как известно, показателями нормальной социализации выступают: повышение гражданского сознания школьников, знание традиционных, исторически сложившихся, устойчивых норм поведения; представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности; о морально-нравственных ориентирах общества. Такие нормы и ориентиры на практических примерах индивидуальной деятельности в историческом контексте и необходимо предоставлять учащимся. Живые примеры защитников Отечества незаменимы для данной системы координат. На исторических примерах люди воспитываются на уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. г) В истории и нашей страны, и всего мира действовали многомиллионные массы людей, но необходимо не забывать о диалектике общего и особенного, индивидуального и массового, случайного и закономерного; о продолжающемся споре о роли личности в истории, о детерминированности человеческих поступков и т.д. Исторические примеры – служения Отечеству в т.ч. – вполне могут натолкнуть на полезные размышления, выводы и поступки, касающиеся и нашего настоящего, и будущего. Это ценнейший материал для понимания логики истории. д) Служение своему народу и защита его интересов всегда признавалось нормой, если решение собственных национальных проблем согласуется с уважением прав представителей других государств и обществ (Н.Я. Данилевский). В нашей стране служение Отечеству довольно редко рассматривалось еще и как право на внешнюю экспансию, агрессию, на навязывание своей воли другим народам; понимание значимости нашей страны, служения ей и в современности является немаловажным.
2) На основании собственного опыта попытаюсь выделить следующие способы использования исторических примеров защиты Отечества в процессе обучения и духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов. а) Непосредственно в процессе устного изложения новой темы по изучению нашей истории (это скорее не урок-лекция, а рассказ со значительной долей диалога) следует уделить время как можно более яркой и содержательной характеристике личных и часто уникальных заслуг российского исторического деятеля в деле служения Отечеству. Такая характеристика может потребоваться и помимо запланированных на урок (пример такой ситуации известен всем по советскому фильму «Доживем до понедельника», а учителям – и помимо фильма). б) Учащимся: самостоятельно составить «исторический портрет» отечественного деятеля, посвятившего себя служению Родине. Он должен включать: его краткую биографию, характеристику заслуг перед страной, значения деятельности; список терминов, выражений, фразеологизмов, связанных с этой персоной; культурную оценку. Портрет может приобрести вид доклада на уроке, письменного реферата, конкурсного задания, результата групповой работы и т.д. в) Добровольно выполнить следующее задание: доказать, что защита Отечества или мирная деятельность на благо страны и общества может рассматриваться как историческое проявление православного социального служения (есть многочисленные примеры служения ближним как богоугодного делания). Это должно показать взаимосвязь и единство практических деяний и духовно-культурных основ, неотъемлемых у человека. г) Попытаться подвергнуть деятельность исторического персонажа конструктивной критике, но не с априорной целью доказать порочность, частичную ошибочность его действий, а с целью установить их объективную обусловленность, предпосылки и исторический контекст, что будет способствовать более адекватному пониманию, ощущению исторических реалий. Этим могут заняться оппонирующие друг другу группы учащихся. д) Проведение самостоятельной исследовательской работы по сбору сведений, уточнению и обработке данных, обоснованию примеров служения гражданина Отечеству. Это может касаться не только деятелей общенационального масштаба, но и наших собственных земляков и родственников. Ценность работы с живыми участниками исторических событий в нашей стране, в первую очередь Великой Отечественной войны, ни с чем не сопоставима. е) Иллюстрировать исторические примеры служения Отечеству лучше не только на уроках и не только по учебным пособиям. Необходимо привлечь и ресурсы Интернета, видео- и аудиоматериалы; использовать визиты в библиотеки, музеи, встречи с участниками событий. 3) Проблематика восприятия исторического опыта сейчас обширна.
Современные под-ростки и молодежь испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в практическом отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, любовь к ближнему, духовность, патриотизм и многое другое). Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея отличить истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий сейчас особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, личной физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм. Идет специфическое становление самосознания. В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Опыт предков же может не восприниматься вообще, ибо они:
а) уж никак не в силах «наказать» за такое невнимание к себе и за такую духовную лень, значит, можно игнорировать;
б) существовали в других материальных условиях, а стало быть, «отстали от жизни» и не смогут дать ничего полезного;
в) в состоянии навести молодежь на некоторые неприятные для себя, любимых, выводы -- а зачем огорчаться?.. Нарастает историческая «амнезия». Введение конституционного запрета на цензуру в СМИ резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, гедонизм, насилие, «выгодную» преступную жизнь, потребительство. Особому поруганию в секуляризованном мире подвергаются понятия "смирение" и "послушание". Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека и его греховной природы от всяческих ограничений не вмещают православного взгляда на свободу как независимость от греха, страстей и смерти.
Истинное патриотическое воспитание становится невозможным при внедрении в сознание современного человека эгоистического западного представления о том, что его "жизнь - высшая ценность". К сожалению, эти представления становятся слишком распространенными, на них могут воспитываться будущие потенциальные предатели Отечества, любой ценой спасающие свои жизни. Не почитающие, а то и презирающие свое Отечество граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью и обществом, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство. Не почитающие, а то и презирающие свое Отечество молодые люди, попадая в армию, не способны полноценно выполнять приказы командиров. Под угрозу ставится дееспособность армии, а значит, безопасность государства и общества. Корень проблемы, таким образом, не в финансировании силовых структур страны, а в системе ценностей в головах молодых людей. 4) Возможные направления работы по улучшению ситуации восприятия учащимися духовно-культурного наследия прошлого, используя исторические примеры служения Отечеству, можно условно отметить таким образом: а) Постоянное применение индивидуального подхода: предоставление конкретному учащемуся широкого выбора для работы с историческими примерами, полный отказ от «навязывания» тематики и персонажа исследования, учет индивидуальных личностных качеств учащегося, изыскание времени для персональных содержательных бесед по требуемым темам. Здесь важно помочь избежать ложного самоотождествления, самоуподобления учащегося выбранному персонажу: необходимо пытаться сохранить объективность, научную непредвзятость и адекватную самооценку. Это потребует немалых трудовых усилий и затрат времени. Индивидуальный подход, на мой взгляд, предполагает и некоторую допустимость разницы в эмоциональном восприятии, в эстетических точках зрения относительно исторических примеров, в личных предпочтениях, в ценностных трактовках – но не в определении истины по «личному хотению», не сообразуясь с фактами и научными доказательствами. Легкомыслие здесь недопустимо. б) Вместе с тем необходимо задуматься не только над индивидуализацией обучения и воспитания, но и над выработкой коллективистского начала в личностях. Рассматривать исторические примеры служения Отечеству необходимо коллективно, поставив перед собой общие цели и последовательно борясь с столь распространенными апатией, цинизмом и эгоцентризмом. В патриотическое воспитание входит формирование потенциально значимых для страны личностей, способных на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей, способных поступиться личными благами ради общего блага. Вся история нашего Отечества, его герои, святые, правители и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм может коррелировать и с религиозным чувством человека, живущего вечной жизнью в неразрывном единстве с надличностной сущностью. Служение Отечеству – дело не только личное, и в любом случае – не эгоистическое. Способствовать выработке и закреплению в сознании учащихся представления о необходимости не только добиться личного успеха, самореализации, благосостояния, но и выполнить общественный долг, причем не в виде обязательной «отработки», а занимаясь творчеством и созиданием, -- вот одна из наших главнейших задач. Примеры служения Отечеству современные исследователи рекомендуют приводить не только на уроках истории…
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|