РАЗРАБОТКИ
|
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 459 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №459 Пушкинского района Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна. г.Санкт- Петербург 2013 г. Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего нужно показать интересное в самом языке- тогда мы приучим детей вникать в средства, «представляемые языком для выражения мысли» (И.Срезневский), а это основа для постоянной работы над собственной речью. Удивительного ... много. Но конечно, надо уметь самому удивляться, показывать это удивительное и вызывать удивление. Язык- это чудо из чудес. И как увлекательно раскрывать его чудесные свойства! Удивительное, интересное в языке- это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно. Осмысленное в иных взаимосвязях, с другой точки зрения это известное воспринимается по-иному. Разве не знают школьники, что в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные? А если начать урок так: « К нам в класс вошли два приятеля, два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже если он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?» «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова,» - писал Ян Коменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Идея воспитания у детей интереса к знаниям, как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения, возникла давно. На необходимость развития у детей интереса к школьным предметам и учебной деятельности указывали К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков и другие. Н. Добролюбов призывал «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям», потому что «когда занимаются с охотой, то дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-за палки». Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования. Добиться прочных знаний и навыков по русскому языку и литературе учитель может только в том случае, если он ясно представляет себе уровень подготовки каждого ученика, его индивидуальные пробелы. Работу над индивидуальными пробелами в знаниях учащихся нужно так вплести в ткань урока, чтобы не нарушалась его стройность, чтобы не отвлечь школьников от изучения нового материала, чтобы пробудить интерес и «не дать угаснуть огню любознательности». Прежде всего провожу работу по индивидуальным карточкам, запись ошибок в специальную тетрадь «Мои ошибки». Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время, групповая работа и работа в парах также способствует повышению работоспособности учащихся, учитель и ученик становиться ближе, психологическая дистанция сокращается. Огромную роль на уроке играют занимательные моменты (рубрики «Уроки вежливости», «Синтаксическая задача», Петя Ошибкин» , «Сказки про...») Учителю-словеснику, как никому другому, необходимо при планировании уроков использовать самые различные методы и приемы развития творческих способностей учащихся. Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знания. Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках. Важное место в учебно-воспитательной системе, направленной на повышение познавательной активности учащегося, занимает стимулирование и поощрение самостоятельности учеников, их стремления к творчеству, самовыражению, самоутверждению. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок - это урок обобщения и систематизации знаний. Значительно возрастает активность на уроках- диспутах, конференциях, викторинах, конкурсах. Здесь обязательна доля импровизации. В выступлениях много личного, идущего от себя. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник , вникающий во все детали работы. Интригующим моментом, пружиной, воздействующей на интерес школьников, служит сама идея соревнования, выявление победителей. Девиз «Кто лучше?» почти всегда притягивает большое количество желающих. Так в 9 классе после изучения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» провожу урок-суд на тему: «Кто виноват в гибели Лизы?» Класс делится на судей и адвокатов. Учащиеся занимают позицию Лизы или Эраста. Заранее дома готовят речь( обвинительную или защитную), а на уроке выступают. Такая форма урока активизирует класс, и даже те учащиеся, кто не читал произведения, обязательно обсуждают вместе со всеми. Никто не остается в стороне. Дифференцированный подход в обучении, система интересных, творческих заданий – достаточно высокая (но доступная) образовательная «планка», которая помогает мне воспитывать в учениках такие важные качества личности, как потребность в знаниях и саморазвитии. Нужно сформировать у ученика мотивацию в приобретении новых знаний. Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ я использую при изложении нового материала , в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы) закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы. ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Особую неоценимую роль на уроке играет эмоциональный фон. Искренность учительского слова, его оригинальная образность, привлечение произведений музыкального и изобразительного искусства позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. И если у учеников мне удается вызвать то, что древние греки называли катарсисом, то я испытываю настоящее счастье. Конечно, таких уроков не бывает много, но каждый из них памятен мне и моим ученикам (урок-диспут по роману «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Мастер и Маргарита» Булгакова; творческий урок «Письмо герою из XXI века» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Достичь пика эмоциональной чувствительности непросто, но чрезвычайно важно, потому что именно в такие моменты и происходит формирование нравственных качеств личности: чести и ответственности, свободы и воли, доброты и любви, стыда и совести. Например, на уроках литературы, начиная цикл занятий по творчеству Лермонтова, обращаюсь к детям: «Представьте, что вы сейчас сказали, придумали что-то такое, что покажется очень важным взрослым, серьезным людям. И даже тем, кто будет жить через 200 лет после вас. Тяжело? А вот 175 лет назад такое чудо произошло! 15-летний мальчик, которого бабушка ласково назвала Мишель, создал несколько шедевров, которые сейчас где-нибудь в лондонской библиотеке читает седовласый профессор и волнуется. Ему и в голову не приходит, что общается-то он по существу с мальчишкой, хотя знает, кем и когда написаны стихи. Не чудо ли?» В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены