РАЗРАБОТКИ
|
Использование информационной технологии на уроках русского языка в основной школеИспользование информационной технологии на уроках русского
языка в основной школе учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 1 г. Сима Ашинского района Челябинской области Курчатова Людмила Алексеевна СОДЕРЖАНИЕ: 1. Актуализация темы.
5. Работа с тетрадью по теории. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ Сегодня перед школой стоят две задачи:
Новые информационные технологии, которые эффективно поддерживают новые педагогические технологии, открывают путь для решения второй из указанных задач. «Информатизация системы образования» делится на три компонента:
ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ Что нового ИКТ принесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны? Все моменты положительного влияния ИКТ на образовательный процесс можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные. К общеобразовательным можно отнести следующее:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДАННОГО ВОПРОСА Принцип самостоятельности Учебная деятельность должна быть творчеством, направленным на развитие личности ученика. А важная сторона компьютерного обучения – диалог обучаемого с компьютером, где происходит включение приобретаемого знания в систему деятельности обучаемого, а также обучаемый может сознательно управлять учебным процессом. Наиболее эффективные обучающие системы позволяют выбрать свой путь решения, оценить его эффективность. При такой организации ребёнок учится анализировать свою работу, оценивать её. Чувство удовлетворения приводит к потребности познания, творчества. Развиваются навыки самооценки, активность, воображение и модельное видение. Принцип связи теории с практикой Традиционное обучение незаметно подталкивает учителя к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. Если же вести обучение с помощью компьютера, оно приобретает практический уклон. Моделирующие программы могут способствовать профессиональной ориентации школьников, экономическому воспитанию. Принцип наглядности Иллюстративные возможности компьютера в реализации данного принципа привлекают сразу наше внимание. Графические возможности позволяют сделать компьютерное обучение очень наглядным. С помощью компьютерной графики можно сделать зримым явления, которые не видны в действительности. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения В современном образовании доминируют коллективные формы учебной работы, являющиеся неэффективными. Более глубокий и тонкий учёт индивидуальных особенностей учащихся способна осуществлять компьютерная программа. При обучении с помощью компьютера обучающая программа может Диагностировать пробелы в знаниях и строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями ученика. Конечно, компьютер никогда полностью не заменит учителя. Но в классе трудно оказать индивидуальную помощь ученикам. Компьютеризация позволит решить эту проблему, привлечь внимание отдельных учеников к изучаемому материалу. Принцип эффективности обучения В традиционном обучении данный принцип ставит вопрос о рациональном использовании на уроке времени. Это зависит от мастерства учителя, умений учащихся, уровня их умственного развития. Важен также и интерес к предмету. Сейчас, когда компьютер является объектом моды (он часто появляется в телевизионных передачах, устанавливается в кабинетах начальников для «придания значительности»), когда спорят даже о психологической зависимости человека от компьютера, важно правильно использовать ИКТ на уроке. Только тогда повысится эффективность обучения с использованием компьютера. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Использование информационной технологии в учебно-воспитательной работе открывает перед учителем огромные возможности, позволяя особое внимание уделять развитию творческих способностей детей.
На уроках русского языка наряду с применением информационной технологии использую разноуровневое обучение. Почему? Это даёт возможность после знакомства с новой темой правильно выбрать дальнейшие пути коррекции при работе в сильном и слабом классах. В 2012 – 2013 учебном году я старалась чаще использовать на уроках ИКТ, программу-тренажёр «Фраза», презентации. Что это даёт учащимся?
7 класс
За прошедший год были созданы презентации, позволившие развивать у учащихся логическое мышление, умение систематизировать знания, выделять главное в пройденной теме. Я использовала презентации на разных этапах урока: объяснение нового, закреплении темы, обобщении. СОЗДАННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ: 6 класс
7 класс
б) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ТРЕНАЖЁР «ФРАЗА» Параллельно с использованием печатных тестов 2-х видов:
Многократное вариативное повторение материала помогает учащимся глубже усвоить его, открыть новые грани и смысловые оттенки, развивает память и мышление, служит базой для развития творческих способностей: 1) Отметь глаголы с суффиксом –я-:
2) Отметь глаголы с суффиксом –е-:
Многие задания учат думать, сопоставлять факты языка, систематизировать их. Задания по степени трудности неоднородны – это очень выигрышно: трудные задания выполняют сильные ученики, а более лёгкие – послабее или в парах. Одни группы заданий отрабатывают грамматические и морфемные признаки частей речи, другие призваны формировать прочные навыки правописания. Очень много заданий на обозначение морфемного состава слов. Это объясняется тем, что морфемный состав – самый важный опознавательный признак частей речи и необходимое условие орфографической грамотности. Развитие орфографической зоркости – главный момент любого урока. Интересны задания, где надо найти ошибку в морфологическом разборе слова и исправить их. Выполнение таких заданий в паре дают возможность учащимся пообщаться, высказать собственную точку зрения, запомнить последовательность Анализа частей речи, активизируют мыслительную деятельность. Задания в программе «Фраза» традиционного типа: «Вставь пропущенные буквы», «Поставь нужный знак», «Пиши раздельно или слитно» - воспитывают характер (учащиеся отстаивают свой вариант), дают возможность обратиться за помощью (в тренажёре ещё раз прочитать правило и исправить допущенную ошибку), зрительно запомнить «облик» слова и его правописание, получить «объективную» оценку. РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ ПО ТЕОРИИ Вот уже 20 лет я уделяю большое внимание работе в тетрадях по теории. В виде алгоритма или краткой записи даётся новый материал, записываются примеры (образец) на изученную орфограмму. Я считаю, что ведение такой тетради удобно:
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА При изучении темы «Глагол» в 6 классе я использую презентации (обычно во время объяснения нового материала или на обобщающих уроках) и программу-тренажёр «Фраза» (она очень удобна, когда надо проверить индивидуальные знания учащихся; дети с удовольствием работают не только на уроке, но и в перемену; многие «сбросили» материал себе на диски – это говорит о заинтересованности учащихся, значит «дорогого стоит») и разноуровневое обучение. I уровень: систематизация изученного по данной теме в начальной школе; повторение признаков глагола и знакомство с новыми категориями; графическое обозначение орфограмм. II уровень: совершенствование навыков правильного употребления глагола на основе редактирования текста; совершенствование навыка морфемного анализа; умение давать характеристику глаголу, выделяя его среди других частей речи. III уровень: умение составлять словосочетания, включая в них слово с изучаемой орфограммой; умение составлять текст с включением в него глаголов с целью совершенствования навыков нормированного употребления глаголов. «Правописание окончаний глаголов» - самая трудная тема с точки зрения формирования прочных навыков правописания, несмотря на её неоднократное изучение (начальные классы, повторение темы в 5 классе). Объясняется это особенностями восприятия детьми глагола как части речи. Недаром академик В.В. Виноградов считал, что «глагол – самая сложная и самая ёмкая категория русского языка». Главная задача темы – сформировать навыки правильного написания личных глагольных окончаний. Правильное же письмо есть результат различения глаголов I и II спряжений. Отсюда учащиеся должны наизусть знать окончания I спряжения и II, а также свободно владеть способом определения спряжения. I уровень:
1) Несколько раз надо убедиться, что учащиеся опознают глагол. Можно дать текст, в котором необходимо подчеркнуть двумя линиями глаголы и выделить безударные окончания. Текст Живёт в лесу птичка-завирушка. Маленькая и очень скрытная. Но весной и ей хочется себя показать. Сядет на самую верхушку ели и поёт. Голосок громкий. И горлышко топорщится, клювик открывается, язычок в клювике дрожит. 2) Формирование умений определять спряжение глаголов с безударными окончаниями, когда в устной речи такие окончания не различаются. Таким образом, орфографические нормы выступают как результат грамотного решения чисто грамматической задачи – верного определения спряжения. Почти 100 % класса должны быть вызваны к доске и выполнить индивидуальную карточку «Напиши окончания I спряжения», «Напиши окончания II спряжения»: I спр. II спр. - -ем - -им -ешь -ете -ишь -ите -ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят) 3) Подбор текстов ведётся с таким учётом, чтобы навык формировался на сознательной основе. Например, в предложениях есть слова с конкурирующими конечными буквосочетаниями (отглагольные существительные): а) Швед, русский – колет, рубит, режет Бой барабанный, клики скрежет. б) Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет. 4) Большую роль в становлении навыка играют упражнения выборочного характера (слуховой, зрительный, выборочный диктанты), когда на слух или из текста на доске учащиеся выписывают глаголы и определяют их спряжение. Задания могут быть различны («Выписать глаголы с безударным окончанием, указать спряжение», «Найти глаголы с безударным окончанием, выделить окончание, указать спряжение»): Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. 5) Все учащиеся должны овладеть способом действия, графически оформляя ход мысли: Снег (что делает?) та..т. Что делать – таять (I спр., тает). Такой образец грамматико-орфографического анализа обязателен:
6) «Графическое оформление хода мысли» всегда сопровождать монологическим ответом. 7) Когда учащиеся овладеют способом действия, письменный ход рассуждения сворачивается до пояснения: Метель бушует (бушевать – I) 8) Работа в программе-тренажёре «Фраза» и тесты на обученность даются, если учащиеся безошибочно:
На обобщающем уроке применяю презентацию, где даю задания по теме, творческие задания, и ученики работают в программе-тренажёр «Фраза». ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. В.В. Гузеев «Эффективные образовательные технологии: интегральная и тогис». – Москва, НИИ школьных технологий, 2006 г. 2. М.М. Поташник «Требования к современному уроку». – Москва, Центр педагогического образования, 2008 г. 3. М. М. Поташник «Как подготовить и провести открытый урок». – Москва, Педагогическое общество России, 2008 г.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены