РАЗРАБОТКИ
|
Развитие одаренности в условиях профильного обученияРазвитие одаренности в условиях профильного обучения МОУ «Гимназия № 7» В психолого-педагогической литературе многочисленные работы и публикации посвящены разноаспектному изучению феномена одаренности ребенка в разных интервалах возрастного развития. Разветвленность данной тематики и разнообразие подходов к ее рассмотрению привело к различным в трактовке понятия «одаренность». Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (В.М. Теплов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес). Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (А. Олах, Ф. Баррон, А.И. Савенков) (2). В МОУ «Гимназия №7» действует структурное подразделение - художественная школа, которая занимается выявлением одаренности на ранних этапах обучения детей и созданием условий для ее реализации на профильных и предпрофильных этапах обучения. В качестве инструмента, помогающего учителю строить дифференцированное обучение одарённых детей, используются четыре дидактические стратегии: ускорение, углубление, усложнение и новизна. Эти стратегии разнообразят предметы художественно-эстетического цикла и предоставят ученикам дополнительные возможности для их интеллектуального и творческого развития. Для выявления одаренности психологи гимназии применяют диагностические методики творческих способностей Д.Ж.Гилфорда, П.Торранса, анкетирование родителей. Преподаватели, начиная работать с одаренными детьми, получают информацию об уровне развития общих творческих и художественных способностях ребенка, его креативности, мотивационно-потребностной сфере и др. Имея данные о потенциальной одаренности учащихся, учитель может увидеть ребенка «другими глазами», скорректировать свою деятельность, создать ситуации, стимулирующие развитие одаренности (3). Первые занятия по рисунку, живописи и скульптуре в художественной школе гимназии также диагностические: учащиеся выполняют задания, требующие проявления творческого мышления (кляксография, монотипия, музыкально-образная графика, методика «фантастический образ»). Данные методики преимущественно направлены не столько на количественную оценку, сколько на выявление качественных сторон детской одаренности (4). Для учащихся художественной школы, начиная с четвертого класса, составлены карты одаренности по результатам практической деятельности учащихся. На основании диагностики выявляются пробелы в знаниях учащихся, после чего преподаватели разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты по развитию художественных творческих способностей - графической, живописной и пластической. Анализируя диагностику 4 класса, можно сказать, что из 17 учащегося, у которых выявлена одаренность, 6 человек имеют графические способности, 8 – живописные, и 3 ребенка обладают пластическими способностями, т.е., у одних учащихся художественная одаренность раскрывается в рисунке, у других в живописи, у третьих – в скульптуре. Преподаватели для каждого учащегося подбирают дополнительные задания, соответствующие уровню сформированности одаренности. Дети с проявленной одаренностью выполняют задания повышенной сложности, самостоятельно разрабатывают творческие проекты по дизайну, батику, флористике. Преподаватели художественной школы находятся в постоянном поиске новых форм, приемов развития творческих способностей детей. Преподаватели используют традиционные и инновационные педагогические технологии (личностно-ориентированные, практико-ориентированные, деятельные, поисковые, исследовательские, творческие, арт-технологии (сказкотерапия, игра, приемы релаксации, применение аромотерапии, использование музыки на занятиях), умело сочетают индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися. На третьем этапе обучения в целях поощрения одаренных детей, стимулирования их исследовательской творческой деятельности, проводятся персональные выставки «Мой мир». Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсно–выставочная деятельность. В художественной школе существует два основных направления в этом плане – внутришкольные и внешкольные выставки–конкурсы. В 2005-2006 учебном году учащиеся художественной школы приняли участие и показали хорошие результаты в 25 выставках-конкурсах, 14 внешкольных (4 международных, 2 всероссийских, 1 региональный, 4 областных, 2 городских) и 11 вутришкольных. На базе художественной школы ежегодно проводится областной конкурс детского художественного творчества «Рождественская сказка». Дипломы в областных, региональных и международных конкурсах помогают учащимся адекватно оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые происходят с детьми:
Художественно-эстетический профиль гимназии способствует развитию одаренности и является средством, как дифференциации, так и индивидуализации образовательного процесса. Преподаватели художественной школы, осуществляют обучение учащихся в рамках профиля по дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, дизайн. Данный профиль способствует подготовке выпускников к дальнейшему профессиональному обучению и отражает цели, сформулированные в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (1):
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Министерство образования РФ,- 2002. 2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - Москва.: «Академия», 2000. 3. Вялых В.А. Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004. http://www.ooipkro.ru/ 4. В.Г. Рындак, А.В. Москвина. Личность. Творчество. Развитие. /Учебно-методическое пособие/ - М.: Педагогический вестник, 2001. 5. О.А. Конопкин. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены