РАЗРАБОТКИ
|
Использование мультимедийных презентаций на уроках историиОписание опыта работы учителя истории ГБОУ СОШ №512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны. Тема: "Использование мультимедийных презентаций на уроках истории". Компьютер в настоящее время является неотъемлемой частью современного образования. Необходимость и эффективность его использования в школе сегодня уже никто и не оспаривает. Огромный поток информации, которую необходимо освоить обучающимся приводит к перегруженности учебных программ. Поэтому качествo образовaния сегодня зависит oт правильной организации учебной-воспитательной рабoты и профессионализма и компетентности учитeля. Методы обучения, используемые в современной школе, сегодня разнообразны: от традиционных педагогических до современных компьютерных технологий. Перед современной школой стоит очень непростая задача - создать индивидуальную заинтересованность обучающихся в приобретении знаний и умений, способность применять их в повседневной жизни. Большую роль здесь играет способность учителя увлечь ученика своим предметом, в том числе, и посредством использования компьютерных технологий. Главной задачей применения компьютерных технологий является расширение познавательных возможностей ученика. Сегодня на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона, компьютер выступает как самое совершенное информационное средство. Он также становится средством связи ученика с учителем, другими учениками. Актуальным в наше время является вопрос использования информационных технологий на уроках истории, которая оперирует точными понятиями, датами, цифрами занимается описанием прошлого и настоящего, выявлением взаимосвязей различных событий и явлений, их сравнением и анализом. К настоящему времени у меня накоплен достаточно большой опыт практического применения компьютера на уроках, в ходе подготовки к ним, а также во внеклассных мероприятиях. Сначала компьютер дал мне возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования я теперь легко обновляю, тиражирую, если есть изменения, например, в учебных программах или учебниках. Позже в практику своей работы я включила программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы. Использование компьютерных технологий в преподавании истории позволяет организовать различные виды работ на уроке (индивидуальный, групповой, интерактивный), использовать дифференцированный подход в обучении, самостоятельную работу учащихся. Различные педагогические методы, такие как репродуктивный, проблемно-поисковый, объяснительно – иллюстративный, становятся более эффективными с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Однако, чтобы добиться высокого обучающего эффекта, создание компьютерных образовательных ресурсов и мультимедийных уроков-презентаций потребовало от меня еще более серьезной и тщательной подготовки, чем к традиционным урокам. Необходимо было продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, определить, как будет проходить управление учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться мое общение на уроке, постоянная обратная связь с обучающимися, развивающий эффект обучения. Добиться этого возможно, если мультимедийные уроки, например, будут выступать как «мини-технологии», то есть как разработки с заданными учебными целями и задачами, ориентированными на вполне определенные результаты обучения. Такие уроки имеют достаточный набор информационной составляющей и дидактический инструментарий. Задачами мультимедийных уроков могут быть изучение нового материала, (предъявление новой информации), закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков, повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков, обобщение, систематизация знаний. Однако, мультимедийные уроки только тогда будут иметь максимальный обучающий эффект, когда станут осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. В своих мультимедийных уроках я активно использую различные виды наглядности. Наглядность является одним из очевидных достоинств таких уроков. Однако достичь ожидаемого эффекта можно, если наглядность будет узнаваема для школьников. Помимо этого, она должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации. Время демонстрации не должно быть затянутым. Следует избегать однообразных видов деятельности школьников. Но и очень важно не переусердствовать с эффектами. Необходимо продумать систему видеоряда изображений. Здесь важно выдержать логику и последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий и развивающий эффект был максимально большим. Размер наглядности (слишком маленький или большой) не должен оказывать негативное воздействие на учебный процесс или содействовать более быстрой утомляемости учеников. Следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана через проектор. Количество предъявляемых изображений на экране тоже должно быть достаточным. Не следует перегружать слайды наглядностью, фото и пр. Это отвлекает учеников, не дает им сосредоточиться на главном. Создавая мультимедийный урок, часто сталкиваюсь с проблемой использования печатного текста. Здесь важно учитывать объем, структуру и формат демонстрируемой печатной информации. На экран вывожу обычно определения терминов или ключевые фразы. Очень важно не загромоздить экран текстом. Большой объем печатной информации плохо воспринимается с экрана. Стараюсь, где это возможно, заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже информация, но предъявлена она другим языком. Важным является и то, чтобы, как и наглядность, печатный текст на экране появился в заранее продуманное время. Если информация предназначена для записывания обучающимися в тетрадях, ключевые фразы по теме удобно демонстрировать не все сразу, а используя эффект «по щелчку». Работая над созданием мультимедийного урока, важно учитывать рекомендации дизайнеров и психологов о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране, о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, и т.д. Обращаю внимание на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на особенности и параметры проектора. Немаловажное значение имеет использование на уроке звука в качестве звукового сопровождения, звуковой иллюстрации или шумового эффекта. Шумовой эффект можно использоваться для акцентирования внимания учащихся на определенной информации, переключения на другой вид учебной деятельности. Но он должен быть дидактически оправдан. Звуковая иллюстрация является дополнительным источником информации. Портрет или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Здесь необходимо продумать дидактические задания, поскольку и речь, и портрет (или фото) являются важными историческими источниками. Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. Опыт использования мультимедийных презентаций на уроке показал, что экономится около 40 % учебного времени, нежели при работе у классной доски. Теперь можно не переживать, что не хватит места на доске, беспокоиться о том, какого качества мел, видно и понятно ли все написанное. Получив, таким образом, дополнительное время, можно обогатить урок новой информацией, разобрать трудным для усвоения обучающимися вопросы. Уходит и другая проблема. Отворачиваясь к доске, учитель теряет контакт с классом. А в режиме мультимедийного сопровождения есть возможность постоянно видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, «держать руку на пульсе». Применением ИКТ на уроках истории помогает закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность. Часто ученикам своим даю задания составить компьютерные презентации по тем или иным темам. И хочу отметить, что у учащихся эта работа формирует такие умения и навыки как: выделение главного в информационном сообщении, систематизирование, сравнение, анализ и обобщение материала, критическое осмысление информации, грамотное представление имеющейся информации и ее аргументация. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены