МАДОУ «Детский сад № 6», г. Лысьва, Пермский край,
Веретенникова Анна Сергеевна, воспитатель
Проектная деятельность с детьми старшей группы
Тема «Зимушка хрустальная»
Время реализации: 1-2 недели декабря
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, руководитель ИЗО, младший воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Обоснование выбора темы. Тема выбрана не случайно – она приходится на начало зимы (первые две недели декабря), предшествует следующей теме «Зимняя сказка», направленной на подготовку к новому году, связана с опытом детских зимних забав…
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега.
Задачи:
- Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе в зимний период; о жизни птиц и животных, условиях их приспособления к холодам, о зимних играх и забавах.
- Развивать умение применять знания, полученные в исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных
- Вызвать у детей эмоциональный отклик при подготовке к празднику Нового года
- Способствовать сотрудничеству между сверстниками в процессе практической деятельности
Событие – развлечение
Мотивация выбора темы
Основная задача на данном этапе – заинтересовать детей темой проекта, сформулировать вопросы, проблемы для дальнейшего планирования деятельности.
Воспитатель обращает внимание детей на оконный витраж, где прикреплены снежинки из салфеток:- Откуда снежинки на окне?
- Какое время года?
- Какой месяц наступил?
На столе дети находят конверт.
Какая цифра на нём написана?
Это послание от Карлсона. Он предлагает нам поиграть в игру «Маленький клоун» (воздушный шарик с изображением клоуна).
Послушайте стихотворение:
Спрятался ловко в моём кулаке
Маленький клоун в большом колпаке.
Ну-ка, сама на него погляжу.
Если хотите - и вам покажу.
Только сначала вам надо позвать
Несколько слов о зиме,
Скажем – пять
Дети называют слова, связанные с зимними явлениями
В руке воспитателя появляется надутый шарик:
- Вот и клоун. Я вижу ваши оживленные, радостные лица…
- Что вы почувствовали, когда увидели его? Какое настроение?
- Ребята, мы попрощались с осенью. Прощались с грустью и радостью. Почему? (Жаль, что осень прошла и радостно, что зима наступила).
- С каким настроением мы встречаем приход зимы?
Внесение коробки-копилки «Подарки осени» и «Подарки зимы».
- «Копилка осени» у нас создана, а «Копилка зимы» почти пустая и её предстоит пополнить всем тем, что связано с зимой.
- Мы с радостью встречаем зиму и назвали наш проект «Зимушка хрустальная».
Способ «Модель трёх вопросов»:- Дети, что мы знаем о зиме? Какие приметы зимы знаем? Как люди встречают зиму? Что делают, чтобы не замерзать? Что зимой самое красивое, нарядное?
- Что вы хотите узнать про зиму и зимние месяцы? А про то, как люди, животные и птицы готовятся к зиме?
- Кто заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? А ещё я принесла для вас замечательные картины с зимним пейзажем, энциклопедию «Мир животных». Вам интересно узнать побольше о них? Предлагаю создать «Копилку зимы» и «Портрет декабря».
- Что сделать, чтобы получить ответы на наши вопросы и сделать задуманное?
Что мы знаем Что мы хотим узнать Что сделать, чтобы узнать
- Всегда выпадает снег и холодно
- Прилетают снегири
- Наступает новый год
- Строим ледяные постройки
- Животным зимой голодно
- Птиц необходимо подкармливать в холодное время года
- Сколько дней осталось до нового года?
- Почему снег не тает, когда светит солнце?
- Как делать новогодние игрушки?
- Как в других странах встречают новый год?
- Сколько снега выпадает зимой?
- Как сделать кормушку для птиц своими руками?
- Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц?
- Какие постройки сделать из снега на участке? • Спросить у взрослых
- Самим подумать или спросить у родителей
- Прочитать в энциклопедии
- Посмотреть в Интернете
- Рассмотреть познавательную литературу
- Попросить помощи у взрослых
- Сделать самостоятельно
Модель трёх вопросов вывесить в раздевалке, чтобы родители познакомились с темой проекта, с тем, что интересует их детей.
После сбора воспитатель предлагает детям рассмотреть картины и энциклопедию, подумать, как помогут детям игровые Центры и уголки в группе, что можно сделать, чтобы создать Копилку зимы и Портрет декабря.
Планирование – групповой сбор. Основная задача на данном этапе - формировать умение совместно с воспитателем планировать деятельность и делать выбор.
Дети встают в круг. Приветствие- игра «Пора вставать»
Звучит запись песни «Ёлочка, ёлка, лесной аромат».
Загадка: Звонкая погода, снега кутерьма.
Это время года мы зовем... (зима).
• Давайте вспомним, что мы хотели узнать про зимушку хрустальную (лист с вопросами детей «Что мы хотим узнать?»).
- Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели. (Дети дуют на руку)
- Вот мы с вами послушали музыку метелицы, представили себе зрительно ее образ.
- А как мы можем выразить наши чувства, наши впечатления от прослушанной музыки?
Примерные ответы детей: «На бумаге, через рисунок. Рассказать словами или стихами, или песней. Передать в звуках, в жестах, в пластике движений, в танце и т.п.»
- У кого дома есть музыка, которая поможет нам выразить зимнее настроение? - Когда ты сможешь нам принести?
- А вы знаете стихи про зиму, зимние забавы, зимние праздники? Оказывается стихи можно не только выразительно читать, но и инсценировать.
• Чтение стихотворения «Зимние картинки» Г. Ладонщикова с помощью жестов.
- Кто хочет выучить стихотворение и инсценировать его?
- Сколько времени вам понадобится?
- Где сможем прочитать стихи?
(на развлечении «Зимушка хрустальная» для родителей и малышей)
- Кто сделает маски? Кто сможет справиться с этим?
• В какой сказке сани ехали сами? («По щучьему велению»)
- Мы тоже скажем волшебные слова тихонько: «По щучьему велению, по моему хотению ну-ка сани, поезжайте сами». Поехали?
Приехали к центру книги:
- Ребята, посмотрите, в нашем центре так много книг и в них так много интересного и увлекательного. Давайте на полочке найдем сказки про зиму (оказалось, что таких сказок нет).
- Кто нам поможет и принесет «зимние сказки»?
- А где вы их можете взять? (дома, в библиотеке, у знакомых).
• Нам снова пора в дорогу! (дети идут по группе и находят ещё конверт)
- Что же здесь приготовил нам Карлсон? (в конверте изображение 3-х этажного дома).
- В этом доме живут три братца - месяца, сыновья Зимы. Как их зовут? (декабрь, январь, февраль). Какой у них характер? (суровый, холодный, снежный, ледяной и т.д.) Какой месяц год кончает, а зиму начинает? Какой месяц году начало, а зиме серединка? Какой месяц богат на вьюги и метели? - Существует много примет, пословиц, поговорок про зиму, зимние месяцы. Кто сможет рассказать нам про каждый зимний месяц через пословицы и поговорки?
• Отправляемся в дорогу дальше. Садимся в сани и едем (дети идут дальше и находят конверт).
- Слушайте внимательно загадку «Без мотора, а летают». Это птицы.
- Всех ли птиц мы можем сейчас увидеть? Почему?
- Каких вы знаете зимующих и перелетных? Как птицы чувствуют себя зимой? (холодно, голодно). Какое настроение у птичек?
- Чем мы можем помочь птицам? (покормить, сделать кормушки).
- Давайте устроим конкурс на самую фантастическую кормушку.
- Сможем сделать кормушку самостоятельно без помощи взрослых? Кто нам поможет? (родители)
- Из чего мы можем сделать кормушку?
• Вы задавали вопрос про снег. А изменяется ли снег в зависимости от погоды? В сильный мороз? (снег пушистый, рассыпчатый, скрипит под ногами)
- Можно ли из такого снега слепить снежки? Из какого снега можно слепить снежки? Почему?
- Ребята, скажите, как вы думаете, много снега – это хорошо или плохо? Для кого хорошо? (для растений, детей) Для кого плохо? (для зверей, птиц).
- Как мы можем определить много снега на участке или мало? (измерить).
- Для этого я приготовила вот такую палку с делениями. Раз в неделю мы с вами будем с помощью нее измерять уровень снега на участке и отмечать фломастером уровень снега.
- Кто это будет делать?
- С кем?
- Кто будет составлять график глубины снега?
• Но снег только кажется белым и чистым.
- Вот посмотрите, перед вами 2 стакана. Что вы видите в первом стакане? (снег) Что в другом? (вода) Откуда она взялась? Там ведь тоже был снег. Что с ним стало? Превратился в талую воду. Эта вода чистая? (нет) Значит, и снег был не чистым. Можно такой снег брать в рот? Почему нельзя? (там микробы, можно заболеть). Вывод: снег в рот брать нельзя.
- Ребята, в каких состояниях может быть снег? Как из снега получить лед? Воду?
- Кто сможет ответить на эти вопросы?
- Что вам нужно для опытов?
- Как оформите результаты и когда представите нам?
• Сюрпризный момент - игрушка Деда Мороза.
- Когда приходит к нам Дед Мороз? (зимой, на Новый год)
- Как подготовиться к празднику?
- Предлагаю создать творческую Мастерскую Деда Мороза.
Дети объединяются в рабочие группы, распределяют роли, определяется срок выполнения, последовательность действий.
Дети объединяются по интересам в три подгруппы.
- «Украшения для группы» - изготовление гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой, вырезывание снежинок
- «Игрушки на ёлку» – художественное конструирование детьми ёлочных игрушек из бросового материала
- «Панно» – изготовление ёлочек, Снеговика и Деда Мороза из «ладошек»
- Распределите, кто и за что будет отвечать, что делать.
- Подумайте и подготовьте всё, что вам нужно для работы.
- Если вам нужна будет помощь, можно обратиться к любому взрослому.
• Таким образом, разбираем с детьми каждый вопрос:
- Как ты это узнаешь? Кто тебе поможет?
- В каком уголке ты это будешь делать? С кем? Тебе нужны помощники или ты это будешь делать один?
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?
Чтобы дети вспомнили, какая деятельность запланирована в том или ином игровом Центре можно использовать схемы и кратко записать деятельность в плане, который помогает детям организовать самостоятельную деятельность, задействовать всевозможные уголки в группе, придать осмысленность действиям детей, стимулировать их активность и инициативу.
План Центр искусства- Изготовить карнавальные маски
- Творческая мастерская Деда Мороза (все)
- Поделка «Елочка красавица»
- Панно «Дед Мороз» «Снеговик» - из детских ладошек
- Символ месяца «Портрет декабря»
- Коллективная аппликация «Снеговики в лесу» Центр экспериментирования
- Опыты со снегом
- Измерение уровня снега на участке, составление таблицы
- Поисковая деятельность «Кто такие птицы» (с родителями) Центр музыки
- Слушание классической музыки «Зима» (зарисовка впечатлений)
- Танцевальная импровизация детей под музыку
Центр книги- Составление творческих рассказов «Любимые зимние забавы», «Сказка про Деда Мороза»
- Зимние приметы в пословицах и поговорках
- Заучивание стихов (составление схем)
- Создание книжки «Зимушка - зима»
Зимушка хрустальная
(картинка)
Центр строительства
- Построить замок Зимы
- Сказочный замок Деда Мороза
- Изготовление кормушек для птиц (с родителями)
Центр математики- Сравнивание хвойных деревьев по высоте
- Оформление календаря (сколько дней осталось до Нового года)
Центр науки (познания)
- Создание схемы Земли, ее положение в Космосе
- Исследовательские проекты «История празднования Нового года», «Как делают новогодние игрушки» (с родителями)
- Копилка зимы Центр игры
- Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
- Изготовление игр «Времена года», «Зимовье живот-ных»
- Игры-движения на снегу (схемы)
Организация самостоятельной и совместной деятельности Основная задача - формировать у детей умение самостоятельно организовывать свою деятельность в Центрах активности, навыки взаимодействия друг с другом.
После того как дети сделали выбор, спланировали свои действия, выбрали место и партнёра, они осуществляют свободную деятельность в игровых Центрах и уголках.
Ежедневное обсуждение на «Утреннем круге» (минут на 10), чтобы вспомнить, что ещё необходимо сделать по плану:- Какие интересные дела мы с вами уже выполнили?
- Сначала обсуждаем общие дела: Что предлагаете сделать сегодня? Что нам для этого нужно? Какие материалы понадобятся?
- Затем конкретные дела в Центрах активности: Кто сегодня работает в уголке рисования? Над чем ты сегодня будешь работать? Что нужно добавить в Центр? Тебе нужны помощники? Как вы распределите работу?
- Обсудить, для чего нужен тот или иной продукт: «Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где ты будешь это использовать?»
Организация совместной деятельности:- Организовать наблюдение на прогулке за изменениями в природе
- Организовать во время прогулки разные зимние виды спорта и забавы
- Создание условий: принести книги о зиме, раскраски, календари; подобрать с детьми различные материалы для экспериментирования (мерные стаканчики, печатки, формочки для заморозки воды…); совместно с родителями и детьми сделать постройки на участке д/сада из снега (горка, змейка и др.)
- Создание игровой ситуации во время наблюдения за птицами: «Как вы считаете, о чем могут думать птицы у кормушки?»
- Подборка сюжетных картины, репродукций на зимнюю тематику
Помощь и руководство самостоятельной деятельностью детей:
- Предложить детям схемы для проведения опытов с водой и снегом. Подвести к выводу, что вода принимает форму того предмета, в котором непосредственно находится, снег тает при помощи тепла, вода застывает при низких температурах. Дети самостоятельно зарисовывают схему, как сделать цветные льдинки.
- В процессе создания украшений к Новому году в Мастерской Деда Мороза помочь распределить деятельность в группе между детьми
- Обсуждение с детьми правил поведения на улице, в общественных местах, на катке, при гололёде
Итоговый сбор, или Что у нас получилось? Итогом проектной деятельности является развлечение на тему «Зимушка Хрустальная», где дети читают стихи, драматизируют сказки, играют в игры, поют песни о зиме…
На последнем итоговом сборе подвести итоги реализации проекта.
Выяснить, что нового для себя узнали?
Дети рассказывают, что они сделали, с кем, что легче всего было сделать, где использовали полученные результаты и их ещё можно представить .
Использование полученных результатов:- Развесить кормушки и понаблюдать за поведением птиц у кормушек, сделанных руками детей и их родителей
- Украсить льдинками зимние постройки на участке.
- Оформление «Копилка зимы»: формочки для льдинок, бумажные снежинки, схемы стихов, график глубины снега, альбомы, детские рассказы и т.д.
- Презентация исследовательских проектов на познавательном вечере «А знаете ли вы, что…»
- Использовать Календарь, оформленный в виде ёлочки, для напоминания детям, сколько дней осталось до Нового года
- Украшение группы и ёлки к новогоднему празднику, игрушками, сделанными в Мастерской Деда Мороза
- Досуг с приглашением малышей «Наши сказки»: дети рассказывают сочинённые сказки и рассказы на темы (примерные): «Любимые зимние забавы», «Сказка про Деда Мороза», «Мы гуляли на участке», «Зимний лес», «Как мы готовимся к Новому году», «Как звери и птицы готовятся к Новому году», «Ёлочка – красавица» и др.
- Оформить детские рисунки в виде книги «Зимушка – зима»
- Использовать карнавальные маски при драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и показать их малышам
- Использовать выкройки красивых нарядов для Снегурочки, сделанных девочками, при сюжетно-ролевых играх «Ателье» и «Магазин подарков»
Отметить положительные моменты, активность и вклад в общее дело каждого ребёнка.
Определить перспективу: как мы будем готовиться к празднику и следующую тему - «Зимняя сказка».