РАЗРАБОТКИ
|
Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. В связи с этим среди практиков, учителей-логопедов, возник вопрос – нужно ли использовать ИКТ в процессе коррекции речи детей? Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Применение учителем – логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Способствовать положительной динамике развития.
Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:
- Образный тип информации, понятный дошкольникам;
- Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
- Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
- Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
- Открывают новые возможности образования, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.
Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока. 1. Коррекция и развитие речи дошкольников
- Формирование произношения.
- Развития фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
- Овладение элементами грамоты.
- Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой и крупной моторики
- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
2. Мониторинг речевого развития дошкольников- Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической).
- Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы и приемы диагностики, которые бы при минимальных затратах времени позволили бы получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон развития воспитанников и устанавливать степень их соответствия или несоответствия тем или иным показателям.
- Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS Power Point, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников.
3. Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда Автоматизированное рабочее место учителя-логопеда (далее АРМ) это не только как комплект оборудования, с помощью которого учитель-логопед сможет давать занятия, а ещё и как комплекс учебных материалов различного вида, нормативно – правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя-логопеда. Цель АРМ-а учителя-логопеда — помочь педагогу в проведении занятий, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения. Возможные корневые разделы АРМ учителя-логопеда:
- нормативные документы;
- организационные документы учителя-логопеда;
- диагностический материал;
- тематическое планирование;
- конспекты подгрупповых занятий;
- конспекты индивидуальных занятий;
- материалы для взаимодействия со специалистам;
- работа с родителями;
- материалы для консультаций;
- проектная деятельность;
- электронное портфолио.
4. Взаимодействие со смежными специалистами и родителями- Памятки для родителей по вопросам речевого развития дошкольников
- Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях, педсоветах, конференциях
- Вебинары, общение через скайп – видео-звонок
- Сайт образовательного учреждения, отдельные страницы или сайты «советы логопеда»
- Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и администрацией, воспитателями, учителями школы и др. через локальную сеть образовательного учреждения.
Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока. 1. Компьютерные игры Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:
- Программно-методические комплексы, электронные учебники
- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
- Мультимедийные энциклопедии
Например: 1. "Учимся говорить правильно” (ООО "Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008). 2. "Баба-Яга учится читать” (Компания "МедиаХауз”, 2003). 3. "Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004). 4. "Алик. Скоро в школу” ("Руссобит – М”, 2001). 5. "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” ("Руссобит – М”, 2005). 6. "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005). 7. "По воде, земле и воздуху” ("Руссобит – М”, 2004). 8. "Подводное сафари. Обитатели океана” ("МедиаХауз, 2003). 9. "В джунглях” ("МедиаХауз”, 2000). 10. "Силы природы” ("МедиаХауз”, 2002). 11. "Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО "ИгроМаркет”, 2010). 12. "Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005). 13. "Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” ("БУКА Интертейнмент”, 1998). 14. Развивающие игры "Веселые моторы” (Фирма "1С”, 2006).
15. "Азбука – малышка” (ТО "Маски”, 2008). 16. "Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др. 2. Компьютерные игры с использованием интернета. Например:
- Картинки-раскраски по лексическим темам
- Онлайн-игра «Раскрась алфавит»
- Онлайн-игра фонетическая раскраска
- Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
- Использование различных порталов и сайтов
3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)- Презентации - картинки;
- Электронные книжки;
- Сказки, загадки;
- Электронные игры по развитию речи и ВПФ;
- По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.
Литература: 1. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2. 2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. 3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3. 4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 5. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7 6. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|