РАЗРАБОТКИ
|
О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках математики.О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках математики. Роль взаимной проверки качества и эффективности учебной деятельности школьников очень велико. Большое значение играет ее воспитательная функция: содействие в выработке таких качеств личности, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др. Также имеет значение развивающая функция взаимопроверки: она служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить недостатки в работе товарища легче, чем в собственной работе. И наконец, взаимная проверка деятельности школьников в обучении помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся. Наблюдения показывают, что в массовой школе сравнительно часто используются взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующий взаимоконтроль выполнения домашних заданий) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ и пр.). Систематическая же взаимная проверка знаний, умений и навыков применяется весьма редко, а формы ее организации вызывают споры. Я поставила перед собой задачу выяснения эффективности кратковременной (не более 3 мин) взаимопроверки знаний учащихся VI класса на каждом уроке в течение одной учебной четверти. С этой целью заранее составила вопросы для взаимопроверки и график собеседований. С учащимися провела инструктаж о том, как будет проводиться взаимная проверка знаний. После этого каждый ученик получил карточку с вопросом, ответ на который он, безусловно, должен знать очень хорошо; на обороте карточки записаны фамилии нескольких учащихся и даты, когда они будут опрошены по этому вопросу. В каждый из указанных дней владелец карточки задает свой вопрос одному из учеников (согласно указанию на обороте карточки), в то же время он и сам должен ответить на вопрос, помещенный в карточке этого ученика. За день до проверки учащиеся предупреждают друг друга, на какие вопросы им придется отвечать. Взаимопроверка проводилась обычно в последние три минуты каждого урока. Чтобы не было шума, ученик, сидящий слева за партой (I вариант), оставался на месте, а сидящий справа (II вариант) бесшумно пересаживался за парту ученика, фамилия которого указана в его карточке; первым задает вопрос тот, кто перешел с другой парты (у кого II вариант). За правильный ответ против фамилии (на обороте карточки) ученик ставит знак плюс, за неверный или отказ отвечать — знак минус. При отсутствии во время такой проверки собеседника ученик получал индивидуальное задание, а беседа (с отсутствующим на этом уроке) проводилась позже, уже после уроков. В конце четверти провожу контрольный опрос всех учащихся, который позволяет выяснить не только общий уровень их знаний, но и насколько справедливо и строго каждый из них спрашивал своих одноклассников. Приведу вопросы для проведения взаимопроверки (вопросов было 12, по числу учеников класса).
В последнее время с массовым появлением компьютеров , учащиеся сами стали создавать в программе Power Point различные тесты по взаимопроверке(приложение 1) и мы используем их на уроке, что экономит время урока, показывает заинтересованность ребят в данном деле и их творчество. Конечно, нужно отметить, что не всегда работы сделанные детьми бывают хорошего качества, ну тут мы вместе стараемся после уроков выявить все слабые стороны и найти ошибки. Но меня всегда радует то, что дети, создавая свои презентации, повторяют еще раз нужный материал параграфа. Следует сказать, что на первых уроках не всегда удавалось в течение этих трех минут сохранять дисциплину. Отдельные учащиеся слишком возбуждались, подчас нарушался порядок и при переходе на другое место; однако вскоре нарушения дисциплины прекратились. Во время взаимной проверки раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами. Так, одни ученики, спрашивая собеседника, не торопят его с ответом, предлагают подумать, по выражению их лица видно, что им хочется, чтобы ученик сообразил и ответил правильно; другие при опросе товарища возьмут да и подскажут, как правильно надо ответить на вопрос. Отдельные ученики очень хотят подсказать ответ, и часто это делают, но не из желания научить товарища, а показать, что вот они-то знают! Но есть в такие, которые торопятся скорее поставить минус за неправильный ответ. Очень важно, чтобы учитель вовремя подметил эти особенности учащихся. Постоянные же наблюдения в процессе такой работы дают возможность повлиять на развитие их личности, учить их терпимости, дружелюбию, справедливости. В заключение хочется отметить, что письменный и устный опрос учащихся в конце четверти показал, что взаимная проверка знаний на уроках — полезный прием оптимизации обучения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены