РАЗРАБОТКИ
|
Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задачФормирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач Бубликова Е.В. МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. «Сегодняшним школьникам предстоит работать: по профессиям, которых еще нет; использовать технологии, которые еще не созданы; решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться» [1]. Естественно, в изменяющем мире будет изменяться и школа. Согласно образовательным стандартам второго поколения, основанных на овладении школьниками универсальными умственными и учебными действиями, современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие таких качеств личности современного информационного общества, как инициативность, способность находить решение самых разных задач, креативность, готовность и способность обучаться в течение всей жизни. Под универсальными учебными действиями понимают – в широком смысле – «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта» [2]. В более узком значении под этим термином понимают «совокупность» действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [2]. В требованиях Стандарта [3] второго поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделено: «в направлении личностного развития – готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; в метапредметном направлении – освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями и межпредметными понятиями; в предметном направлении – умение работать с математическим текстом, владение базовым аппаратом понятий, овладение практически значимыми математическими умениями, их применение к решению математических и нематематических задач». Спектр развития универсальных учебных действий обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в обучении учащихся – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования. При обучении различным предметам используются учебные задачи. С их помощью формируются предметные знания и умения, но вместе с тем отметим, что независимо от предметной области в основе их решения лежит общий прием решения задач. В связи с этим возникает вопрос: на каких задачах целесообразнее формировать общий прием решения любых задач? К таким задачам мы относим сюжетные математические задачи. По мнению Л.Ф.Фридмана, наиболее общий случай возникновения сюжетных задач – это их проявление в процессе познания. В каждой сюжетной задаче описывается некоторый процесс, событие или явление, которые в процессе анализа задачи требуется выявить. В процессе, событии или явлении, как правило рассматриваются объекты реальной действительности, обладающие качественными и количественными характеристиками. Автор считает, что своеобразие рассмотрения количественной стороны объектов в сюжетных задачах достигается тем, что в них, как правило, не указываются качественные особенности описываемых объектов, а лишь указываются величины, отношения и зависимости между ними, характеризующие количественную сторону этих объектов. Рассматривая сюжетную задачу как модель познания окружающей действительности, важно научить обучающихся преобразовывать не только количественные, но и качественные характеристики объектов сюжетной задачи. Сюжетные задачи – это такой математический объект, при изучении которого можно опереться на жизненный опыт учащихся, что позволяет сделать процесс решения сюжетных (и других) задач для учащихся более зримыми, понятными и осознаваемыми. К универсальным учебным действиям, формируемым в процессе обучения решению сюжетных задач, мы относим анализ условия задачи (семантический, логический, математический): ведь как может учащийся решить задачу, если он не представляет, из чего складывается анализ задачи; перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста, а переформирование позволяет формализовать условие задачи, сделать его более математизированным); установление отношений между данными и искомыми; осуществление поиска решения задачи; составление плана решения задачи; оценка решения задачи; установление причинно-следственных, межпредметных связей, основанные на таких действиях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем; моделирование как универсальное учебное умение включает в себя: кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов), декодирование (считывание информации), умение использовать наглядные модели, умение строить схемы, модели и т.п. Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания. Литература1. Асламов А.Г., Семенов А.П., Уваров А.Ю. Новый этап информатизации отечественной школы// Информатика. 2011. №15. 2. Асламов А.Г., Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. 3. Примерные программы основного общего образования. Математика. М.,2012.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены