РАЗРАБОТКИ
|
Технология проблемного обучения на уроках истории: советы практикаРебенок, усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности, являясь активным субъектом своего обучения. Как разбудить эту потребность, как, зажечь огонек в глазах, вовлечь в процесс познания и желание работать с первой минуты урока. Предлагаю вниманию заинтересованных читателей приемы, которые я использую в своей практике на уроках истории. Воспринять – осмыслить – запомнить - применить-проверить результат таков закон усвоения, выведенный педагогической психологией. Это основной алгоритм, которым я пользуюсь при подготовке к уроку на протяжении многих лет. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать эти этапы во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание - запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения. Точной и емкой формулировкой темы урока можно создать проблемную ситуацию, над разрешением которой мы будем работать весь урок. Например, тема «Жизнь египетского вельможи в пантомиме» сразу привлечет внимание учащихся, и вызовет ряд вопросов: «А что артисты приехали? Спектакль будет?» Да, будет, но артистами будете вы. Согласны? Еще бы! А для этого вам нужно сделать следующее... и даю задания по группам. И, чтобы отразить все особенности жизни египетского вельможи, мы ее изучаем, продумываем, как ее показать без слов, что можно использовать для отражения особенностей той эпохи и т.д. и т. п., а в это время идет процесс познания. Или есть такая тема «Единовластие Цезаря в Риме», которую я формулирую иначе «Единовластие Цезаря в Риме: причины и последствия». С какой целью? Большинству мальчишек уже знакомо имя легендарного полководца, тема для них привлекательна. Учитываю этот факт и ставлю перед классом вопрос «Хотите узнать как Цезарь добился славы и могущества? Вдруг пригодится для вашей будущей карьеры?» Чтобы исследовать этот вопрос нам необходимо познакомиться с научными понятиями «причина», «следствие». Как вы думаете, справимся? И я, таким образом, не только ввожу научные понятия «причина», «следствие», но и учу их на фактическом материале самих определять причины установления единовластия Цезаря в Риме и устанавливать последствия этого для Рима (для закрепления этих фактов в сознании, лучшего запоминания - использую схему-образ). Таким образом, ребята весь урок учились устанавливать причинно-следственные связи, а вовлекла их в это формулировка темы урока. С помощью формулировки темы можно обычный, казалось бы, материал учебника, увидеть с необычной стороны. Например, изучение темы «Установление империи в Риме» можно начать с эпизода убийства Цезаря и акцентировать внимание детей на сцене, когда Цезарь видит подходящего к нему с мечём Брута и спросить у ребят: «Как вы понимаете фразу «И ты, Брут, дитя моё!». Дети сами приходят к выводу, что поступок Брута был неожиданным для Цезаря, противоречащим здравому смыслу. И здесь я знакомлю ребят с понятием «парадокс» - (неожиданный) мнение, суждение, действие, противоречащее здравому смыслу. После чего утверждаю, что после смерти Цезаря Римская империя пережила еще не один парадокс. Давайте это выясним, и предлагаю тему: «Установление империи в Риме: парадокс за парадоксом» и предлагаю отправиться в поиск парадоксов, где найденный парадокс будет стоить 1 балл; а еще и красиво сформулированный от 1,5 до 2 баллов. Лучшие варианты предлагаю вашему вниманию:
И перед учащимися вновь возникает проблема: «Что означает этот цвет?». И они решают ее после работы с параграфом № 21 (в сильных классах можно привлечь дополнительную литературу). А Будда со своими «нищими» расскажут о своей жизни и заповедях. Формулировка темы может стать отправной точкой при выполнении творческого задания. Например, предлагаю учащимся 11-х классов обобщить курс отечественной истории XX века под такой темой «XX век «глазами» народной мудрости» и потом ребята получают опережающие задание. Каждому классу определяется его четверть (треть) века. Ребята должны отразить особенности этой исторической эпохи через анекдот, карикатуру, шарж, инсценировку юмористических произведений и т.д. Взгляд на уже знакомые события через призму «народной мудрости» обеспечит активность, заинтересованность, результат. Вариант для бинарных уроков истории и литературы. За темой урока следует его цель. Как же на этом этапе можно активизировать внимание учащихся? В 5-6 классах я нередко использую такой прием: после темы урока на доске блок: «Загадки урока» и записываю все новые понятия, незнакомые выражения, имена. И ставлю цель: каждый, для кого сегодня, к концу урока, не останется ни одного неразгаданного слова, уйдет с оценкой. Как правило, использую те параграфы, где новые слова, понятия следуют на протяжении всего урока и их «узнавание-разгадывание в конечном итоге дает полное представление по теме урока. Например, тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» будет содержать такой блок: «Загадки урока: фараон, вельможа, писцы, налоги, каналы, насыпи, шадуф, ремесленники, ювелиры, горшечники». Поэтапно раскрывая одно слово за другим, ребята знакомятся с темой урока. Чтобы обещание, данное в начале урока, не осталось пустым звуком вызываю несколько ребят (как правило, тех, кто уверен в своих знаниях) к доске. С их помощью закрепляем все изученное, а потом предлагаю оценить ответы друг друга в парах и выставить оценки в дневники. По теме: «Арабы в VI-XI веках» предлагаю такой блок загадок: бедуины, ярмарки, Мекка, Кааба, Мухаммед, Аллах, мусульманин, Медина, Коран, шариат, калым, халиф, везир, эмиры, медресе. И сразу нацеливаю ребят на то, что итогом работы по этому блоку будет исторический диктант в конце темы. Если на уроке речь пойдет о военных действиях, я не называю цель урока, как таковую, а говорю, что в связи с военными событиями там-то и там-то поступило донесение-шифровка вот такого содержания. Наша задача расшифровать донесение. И весь урок, шаг за шагом, мы будем поэтапно озвучивать не что иное, как опорный конспект. Порой придумываю всевозможные «сочинялки- запоминалки» и прошу детей после знакомства с ними самих определить тему и цель урока. Например: Ашока - Индия, Цинь - шихуан - Китай. Эту «сочинялку» в слабых классах использую ещё раз во время урока для закрепления, а в сочетании с движениями для физической минутки. Подобный вариант использовала на уроке обществознания. Вывешиваю на доске заранее написанный плакат такого содержания: «Прокурор, прокурор - обвинение, надзор. Адвокат, адвокат - защищает всех подряд. Внимательно заслушав сути спор - Судья выносит приговор. Преступленье совершил (и неважно кто и где) - он ответит на Суде». Дети сами определяют тему и цель урока, а плакат как зрительный образ, будет помогать им на протяжении всего урока запоминать, кто и какие функции осуществляет в суде. При изучении темы «Гражданская война и иностранная интервенция в России» тему записываю на доске, а детей сажу группами за заранее расставленные столы, на которых потом появляются таблички: «белые», «красные», «зелёные», «интервенты». Предлагаю ребятам посмотреть на тему и не только сформулировать цель урока, но и определить алгоритм работы. Естественно, по ходу корректирую, уточняю их варианты. Вариантов постановки можно придумать много, не исключая и традиционного целеполагания. Многое зависит от темы урока, возраста учащихся, особенностей класса и от желания учителя. Подхожу к главному, основному этапу урока - этапу получения и закрепления знаний. Анализируя и обобщая свой опыт и те приёмы , которые я использую для активизации познавательной деятельности, я пришла к выводу, что вовлечение в активное познание возможно: через игру, через вживание в образ, через привлечение ассоциативных образов и предметов в сценарии урока, через умело организованную практическую, лабораторную, исследовательскую работу, через работу с опорным конспектом, через домашние задания, творческие задания, через уроки -мастерские и внеурочные мероприятия по истории. Учебная игра занимает на моих уроках, особенно в среднем звене, почётное место. Играть любят все дети и, включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных, привлечь их внимание. Помните урок «Жизнь египетского вельможи в пантомиме»? Я им обещала, что будет спектакль. Насчёт спектакля в обычном смысле слова это конечно блеф, но определённую работу с применением артистических способностей они проделают. Делю класс на группы и каждой группе даю по секрету задания:
Время от времени я доверяю детям оценить себя или соседа. Вы думаете, это не активизирует? Ещё как! Если в начале урока будет сказано, что контроль знаний будет проводить сосед по парте, а ещё будет проведён «контрольный срез» объективности выставленных оценок (и от этого кто-то может пострадать), то объективность будет достаточно высокой, а у ребят будет стимул работать лучше. Кажется, мой урок подходит к концу, пора давать домашнее задание, хотя традиционно я даю его в начале урока. Что есть домашнее задание для ученика? Чаще - необходимость, а хотелось бы, чтобы было потребностью, да ещё и с удовольствием выполняемой. И вы знаете, я нашла такое задание, которое, большинство детей выполняют с радостью, а потом ещё и гордятся результатами своего труда. Это задание по подготовке к уроку - творческая мастерская. Такие уроки - моя гордость. К ним мы готовимся за 2-4 недели. Как? Шьём, вяжем, лепим рисуем, клеим, строим, делаем тесто и так далее. А в один прекрасный день мы несём всё в класс, доделываем и представляем на суд зрителей. Как правило, этим мы завершаем работу, по какой - либо теме. Итогом работы нашей первой мастерской в пятом классе была выставка «Страна на берегах Нила». А результатом работы второй творческой мастерской стало выступление театра Диониса. Выставка на 7 столов стала итогом изучения раздела «Раннее средневековье» Там можно было увидеть всё: дам и рыцарей средневековья, их наряды и доспехи, замки сеньоров и лачуги крестьян, верблюдов, идущих по Аравийскому полуострову и султана в шатре в окружении наложниц. Были там стихи, рисунки, книжки - самиздат. И всё это - домашнее задание. Поверьте, ради таких домашних заданий учителю стоит жить и работать! Психологи утверждают, что познавательная активность школьника-качество не врожденноё и не постоянное, она развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения и стиль его общения с обучающимися на уроке, успеваемость и настроение. Только подлинное сотрудничество учителя и обучающихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса .Разумеется ,степень познавательной активности зависит и от самих ребят ,от их воспитанности, сознательности ,любознательности, волевых усилий ,ведь сегодня обучающийся не столько объект ,сколько субъект учебного процесса. И если у обучающегося этих качеств пока нет, то формирование их тоже входит в профессиональную деятельность учителя.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены