РАЗРАБОТКИ
|
Новые формы оценки младших школьников
Лесных Наталья Александровна
учитель начальных классов МБОУ гимназия № 1 г. Липецка Класс: 2 Новые формы оценки младших школьников (из опыта работы) В.А.Сухомлинский Новая система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же мы организовали в нашей гимназии контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования? Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной системе. При оценивании мы используем различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.
В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому наш опыт работы в данном направлении мы считаем актуальным и остановимся на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется нами с 1 класса. По мнению Алексея Борисовича Воронцова, кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться». Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения в гимназии. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:
Я и мои коллеги в работе по формированию учебной оценки используем разнообразные приемы и виды деятельности:
Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме. Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности. В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;
Созданная в гимназии система мониторинга позволяет мне и моим коллегам проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями. В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио. Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я, так же как и мои коллеги, работающие со мной в одно параллели, ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки – портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это – я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей. Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. И в заключении я хочу сказать, что используемая в гимназии система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Литература 1. И.А. Сафронов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 г.
2. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России»/ авт.-сост. М.Б. Буряк – М.: Планета, 2012. 3. О.Б. Логинов Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. 2 класс – М.: Просвещение, 2012, 2013.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены