РАЗРАБОТКИ
|
Система деятельности по формированию познавательного интересаСистема деятельности учителя по развитию познавательного интереса Современные подходы к организации системы школьного начального образования определяются прежде всего отказом от единообразия. Одним из направляющих векторов этого подхода является развитие познавательного интереса младшего школьника. Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки. Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика. Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Оказывая влияние на познавательный интерес учащегося, учитель, тем самым влияет и на успешность обучения школьника в целом. Цель данной системы – формирование и развитие устойчивого познавательного интереса и познавательной активности младших школьников. И как следствие - повышение качества образования учащихся. Переход на систему работы по развитию познавательного интереса младших школьников потребовал многих изменений в технологии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было чётко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ребёнка, его ума, воли, чувств, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения. Данная система работы по развитию познавательного интереса младших школьников направлена на:
Поэтому данная система имеет три направления: Осознав эти проблемы, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы. Большое значение в развитии познавательной интереса придается экскурсиям в природу, беседам о природе и бережном к ней отношении не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках. Ребёнок выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове (творческие работы учащихся: рефераты, сочинения, доклады…). Сущность обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного использования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для учителя. Вместе начинаем искать, где что не так. А иногда «ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают «учить» меня. В начальной школе требуется «разбудить» мысль детей. Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус. Цель второго направления «Внеклассная деятельность» не дать угаснуть в ребенке интересу и любознательности, которые заложены в нем с рождения, и способствовать их интеграции в образовательный интерес. Современная педагогика рассматривает «познавательный интерес» не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку — интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. Поэтому в развитии познавательного интереса большую роль играет внеклассная деятельность. При составлении плана работы ГПД, воспитательной работы я опираюсь, прежде всего, на интересы и потребности своих учеников. В начале года необходимо анкетирование по изучению познавательных интересов учащихся, и только затем выстраивание работы. Высшим проявлением познавательного интереса является проявление его как качества личности. Постоянно имеющий место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов. Третье направление «Семья» Активизация познавательной деятельности младшего школьника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому цель третьего направления: совместно с родителями не допустить угасания познавательного интереса, который начинает в полной мере формироваться у младшего школьника. Каждая семья имеет свой стиль семейных отношений и стиль воспитания ребенка в семье, которые оказывают большое влияние на формирование личности ребенка Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности младшего школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Чем ближе к личному опыту ученика изучаемый общественно-исторический опыт, тем выше степень познавательной активности и познавательного интереса младшего школьника. Это должно стать одним из условий формирования познавательного интереса ребенка в семье. Поэтому в формировании и поддержании познавательного интереса семье младшего школьника, следует создавать такие ситуации, прежде всего при выполнении домашних заданий, когда ребенку будет интересно. Вторым условием формирования познавательного интереса младшего школьника в семье должно стать нахождение привлекательных сторон в процессе учения. Третьим условием формирования познавательного интереса ребенка в семье должно стать приобщение ребенка к миру книг. Причем, приобщение ребенка к миру литературы, к книге, должно происходить в семье не с поступлением ребенка в школу, а с самого его рождения. Если с рождения приучать ребенка к книге, читать ему, учить обращаться ребенка с книгами, развивать интерес ребенка к книге, объяснять ему, что в книгах можно найти все на свете, уже к школьному возрасту у ребенка будет сформирован устойчивый интерес к книге. В наше время существует множество энциклопедий для детей на самые разнообразные темы, что только способствует развитию познавательного интереса младших школьников. Задачей родителей младшего школьника на этом этапе, является поддерживать развивающийся познавательный интерес и не дать ему угаснуть. Четвертое направление «Мониторинг» Понятие "мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Центральным вопросом является проблема управления развитием познавательного интереса каждого ребенка Принципиально важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии развития познавательного интереса. Педагогу необходимо не только выявление сформированности познавательного интереса, но и отслеживание эффективности работы данной системы по всем направлениям. Поэтому основными задачами является:
Мониторинг развития познавательного интереса. Мониторинг развития познавательного интереса младшего школьника включает в себя ряд диагностик, методик, а так же рейтинговую шкалу. Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает как отдельную личность, так и коллектив в целом. Только в эмоциональном благополучии ребенок способен развиваться.
Детям предлагается игра-задание «Какое у меня настроение». Записываются оттенки настроения:
Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом: 1. Высокий:
1. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников// Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Педагогика, 1982 2. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001.-№ 6. 3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998 4. "Формирование познавательной деятельности младших школьников” М. Просвещение 1988г. 5. Шадриков В.Т. Психология деятельности и способности человека. - М, 1996 6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.,2000. 7. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. - М., 1993 8. "Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. 9. Р.С. Немов "Психология” /Познавательные процессы /Возрастная психология. М. Просвещение 1990г.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены