РАЗРАБОТКИ
|
Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста«Обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе нового качества результатов», – так обозначена стратегическая задача развития школьного образования в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов [1, с. 5]. Важным инструментом в решении этой задачи являются цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, а также более частные составляющие образовательного процесса: условия, средства, ресурсы и т.д. [1, с.10]. Эффективным средством в обучении, позволяющим не только активизировать знания учащихся, организовывать познавательную деятельность младшего школьника, но и управлять ею, являются медиатехнологии [2]. Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия, доля усвоения учебного материала составляет 75% - это результаты последних исследований в этой области [4]. Перечисленные преимущества мультимедийных технологий открывают перед учителем огромные возможности, являются движущей силой в поиске новых путей построения учебно-воспитательного процесса, обеспечивают ресурсами новые виды деятельности учителя, направленные на управление деятельностью учащихся [5, с. 5]. На помощь учителю в нашу школу пришло такое мощное обучающее средство, а именно программно-аппаратный комплект – интерактивная доска SMART Board. Сделав первые шаги в освоении безграничных просторов возможностей использования интерактивной доски и, получив первый опыт, я поняла, что мои уроки перешли в увлекательную форму изучения программного материала, стали активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Система проектирования познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика позволяет мне эффективно управлять деятельностью моих учащихся. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют поле образовательной деятельности каждой школы. В нашей школе несколько лет работает «Школа первоклассника». Мы «готовим» себе учеников целых 5 месяцев – с января по май каждого года. Именно в это время остро ощущается необходимость интерактивности образовательного процесса. Игра, согласно возрастной характеристике дошкольного возраста, «осуществляется не в видимом, а в смысловом поле» [7, С. 68 - 75]. Игровые действия носят изобразительный характер, они схематичны и сосредоточены на воспроизведении отношений между людьми. Эти и другие возрастные особенности дошкольника мною были учтены при подготовке учебного занятия «Множество». Цель данного учебного занятия была сформулирована так: создать условия для формирования понятия «множество» через мотивацию у детей потребности включения в учебную деятельность («хочу»). После положительного настроя на занятие, на этапе актуализации знаний я, используя психологический феномен данного возраста «Я сам», работала на интерес к получению знаний. «Значение игры для ребенка дошкольного возраста велико, - подчеркивал Д.Б. Эльконин, - она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка» [8, № 3 с. 23]. В игре «Числа перепутались», предложенной детям на этом этапе, формируются умения в названии, последовательности и обозначении чисел, соотношении графического начертания цифры с его порядковым номером, ведь каждую цифру ребенок чувствует кончиками пальцев. Каждый дошкольник ощутил причастность к происходящему процессу, ведь совместная деятельность сменилась самостоятельным выполнением указаний взрослого, что сказывается на социальной ситуации развития. На этапе постановки учебной задачи, мы сформулировали совместный вывод о множестве как математическом понятии. Затем я предложила поиграть в игру «Найди пару». Основание для классификации предметов дети пробовали выделить сами, что способствовало формированию классифицирующего восприятия. В этой игре каждый «сам» реализовал свои способности и обнаружил потребность в их реализации, формируя понятие подмножества и аргументируя свое мнение. На этапе «открытия детьми нового знания» я предложила детям самим рассказать сказку «Репка», используя на интерактивной доске прием перетаскивания. Игра – сказка позволила мне не только управлять интересом детей, мотивировать их к речевой деятельности, формировать понятие «множество», но и работать над пространственной ориентацией, ведь детям необходимо было употреблять в своей речи предлоги «за», «до», «после». Даже неговорящие малыши пытались говорить, настолько их завлекла интересная деятельность. Согласно Шаповаленко И.В. [9, с. 207], «Игра с правилами – это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами». В игре такого вида внутренне заключена задача – достижение цели, соблюдая ряд условий, о которых специально договариваются. Я предложила детям поиграть в игру «Расставь шарики», соблюдая определенные условия (правила), а именно, следовать очередности, соблюдать строго определенное время, быть внимательным, работать всей ладошкой. В проектировании этой игры мною были заключены внутренние задачи: закрепление умения устанавливать порядок чисел, развитие мелкой моторики рук, взаимодействие в игровой ситуации. Средства интерактивной доски позволили мне создать условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, памяти, моторики. Принципиальным отличием Федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на результаты образования [1, с. 15]. Поэтому в его основе лежит деятельностная парадигма – теоретические концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В научных трудах этих ученых даны рекомендации педагогам по организации активного овладения детьми дошкольного возраста общественным сенсорным опытом – общепринятых свойств и отношений предметов, такие как сенсорные эталоны формы предметов – геометрические фигуры, в результате чего формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Средства интерактивной доски на следующем этапе занятия помогли мне не только закрепить наглядные образы геометрических фигур, но и мотивировать всех детей к самостоятельному пробному учебному действию, а именно, определению их места в общей фигуре. Для этого я раздала всем детям интерактивные карточки с передвижными фигурами.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены