Горе моряку, потерявшему свет маяка у скалистого берега в ненастный вечер…
Ориентиром для моряка является маяк. Маяком-ориентиром для работы современного учителя являются государственные образовательные стандарты.
Современные социальные запросы определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».
Концептуальными тезисами нового стандарта являются:
- системно-деятельностный подход, который предполагает развитие на основе освоения универсальных учебных действий,
- определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра, которое также включает в себя систему общих (универсальных) учебных действий, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Универсальные учебные действия (УУД) определяются как обобщенные способы действий, благоприятствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов.
Универсальность УД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяется четыре блока:
- личностный;
- регулятивный;
- познавательный;
- коммуникативный.
Основные нормативные документы, которые взяты за основу и в которых даны описание и рекомендации по формированию УУД это:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
- Примерная программа по предметам. География.
- Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Одним из УМК по географии, созданных с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта образования является УМК «Полярная звезда». По данному УМК учителя нашей школы работают с 2009 года, в районе работает 2 школы (5 учителей).
Как же УМК «Полярная звезда» помогает учителю развивать и формировать УУД учащихся?
Отличительные черты УМК:
- Доступность для детей разных способностей и возможностей, что способствует индивидуальному прогрессу и успешности каждого ученика.
- Авторская концепция основана на системно-деятельностном подходе в обучении и усилении блока прикладных знаний. В центре внимания находятся:
- Организация собственной учебной деятельности, технология самостоятельной работы
- Работа с информацией разных видов и стилей;
1. Формирование УУД заложено в авторской концепции и реализуется в рамках единого подхода к содержанию, методике и принципам конструирования учебной книги по всей линии.
Основная единица учебника—структурированный параграф, соответствующий одному уроку. Первый параграф учебника 6 класса уже развивает умение работать с учебной книгой. В рубрике «Шаг за шагом» заложен алгоритм работы с учебником и даны полезные советы по организации самостоятельной работы ученика (выполнение данных рекомендаций способствует формированию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных умений школьника).
В структуре каждого параграфа выделяют:
1. Блок-«лидер» -информационный. Структура блока: вопрос-информация-вывод.
2. Блок-«помощник» — расширяющий и углубляющий содержание .Этот блок способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и практических навыков и предназначен для более глубокого изучения темы. Он реализуется через смысловые рубрики «Стоп-кадр» (поддерживает и углубляет фундаментальный компонент) и «Шаг за шагом»(поддерживает деятельностный компонент). В последнюю рубрику входят задания с описанием алгоритмов, технологической схемы их выполнения, например «Определяем падение и уклон реки», «Описываем рельеф по карте», «Сравниваем природные зоны» и т. д.
3. Третий блок-«эксперт» - практический. Содержит материал для итогового контроля и самоконтроля. Задания и вопросы в тестовой форме включены в соответствии с новыми требованиями к аттестации. В этом блоке материал организован по рубрикам: «Запомните», «Откройте атлас», «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно».
Способствует формированию личностных УД (самоопределение) такой прием работы как написание эссе. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и может быть в качестве домашней работы. Темы для написания эссе могут быть, например, такие: «Как в России покончить с зависимостью от импорта», «Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России», «Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране».
Во всех параграфах учебника присутствует специальная графически оформленная система повторения и подготовки «Легкий экзамен» с целью подготовки к ответу, проверочной работе, экзамену.
Формированию регулятивных умений (контроль, оценка успешности усвоения) помогает рубрика «Не забудьте отметить свои достижения» ( для учащихся 6-7 классов), когда после изучения каждой темы ученик заполняют таблицу из 3х столбцов: «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно».Развитие личностных и регулятивных умений идет через портфолио ученика по географии.
Таким образом, формирование УУД строится:
- на изучении и анализе информации: текста, карт, рисунков, фотографий, статистических данных;
- на детальной проработке материала с помощью рубрик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму»;
- на изучении текста рубрики «Стоп-кадр», углубляющей, поясняющей, «смягчающей» теоретическое содержание;
- на рефлексии (как я делаю, зачем я делаю, так ли я сделал);
- на анализе обобщений по темам, позволяющих делать мировоззренческие и ценностные выводы;
- на поиске информации в Интернете.
Организация различных видов деятельности осуществляется индивидуально, в процессе групповой и фронтальной работы.
2. Особенностью учебников серии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов «Учимся с «Полярной звездой», ориентированных на развитие географических, социальных, коммуникативных и информационных компетенций.
Уроков – практикумов в курсе 7 класса -5, 8 -3, в 9 -14, всего- 22.
В 7 классе это работа с различными источниками информации (изучаем фотографии, читаем карту, анализируем диаграмму, ищем информацию в Интернете) и разработка проектов «Создание национального парка в Танзании» и «Традиции и обычаи народов мира» продукты проектной деятельности м.б. самые разнообразные: макет парка, карта-схема, национальный костюм, блюдо их презентация и т.д.
В 8 классе уроки-практикумы отрабатывают умение решать проблемы: «Преобразования рек», «Развитие АПК», «Развитие сферы услуг», последние на примере своего населенного пункта, они предполагают проведение анкетирования, мини–исследования, проектирование данной сферы.
В 9 классе уроки-практикумы отрабатывают умения работать с научно-популярным текстом, с информацией Интернет, составлять карту, разрабатывать проект, готовиться и проводить дискуссию, готовить и презентовать реферат. Формы и методы проведения таких уроков самые разнообразные: деловая игра при составлении картосхемы «Северной Магнитки», урок-аукцион «Путешествие по Транссибу», метод SWOT-анализа при разработке проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХI века», проект представляет комплекс программ, стимулирующих развитие данной территории.
Таким образом, уроки-практикумы способствуют формированию и отработке всех видов УУД в комплексе, формирует умения познавательные (работа с информацией, формирование умения анализировать ситуацию», личностные (свое отношение к проблеме, личностное самоопределение), коммуникативные (ведение дискуссии, сотрудничество при работе в группе), регулятивные (целеполагание, саморегуляция).
Так как уроков-практикумов довольно много, проведение данных уроков требует длительной, тщательной подготовки учителя. В 2011-2012 учебном году на базе района работала творческая группа учителей по теме «Методика проведения уроков-практикумов на уроках географии по УМК «Полярная звезда»» В течение года было проведено 4 открытых урока, разработано электронное приложение с технологическими картами, структуирован дополнительный материал. По итогам года работа творческой группы признана лучшей в районе.
3. Особенностью курса 7 класса являются параграфы- путешествия.
Их в курсе-10. В уроках-путешествиях реализованы идеи страноведческого, компетентностного, деятельностного подходов. Они «созвучны» возрасту учащихся седьмого класса. В путешествиях создается «особая географическая картина мира, мира с человеком, причем, это не просто сочетание мира и человека – это осознание человеком своего места в мире»
Главные составляющие урока-путешествия по учебнику – это, в первую очередь, организация учебной деятельности на основе алгоритма.
Первый урок–путешествие по теме : «Африка: путешествие 1».
Для осознанной работы с текстом учебника учащиеся знакомятся с рубрикой «Шаг за шагом», в которой помещен алгоритм проведения путешествий по материку. С помощью этого алгоритма организуется учебная деятельность учащихся, развивается умение «учить учиться».
Второй важной составляющей любого путешествия по материкам являются помещенные в учебнике карты-навигаторы. Целенаправленная работа с такого рода картами способствует созданию образа территорий, умению ориентироваться. Такие карты вносят вклад в развитие картографического умения «читать – понимать – знать карту». Обязательным условием успешной работы с картами является их наложение друг на друга.
Третьим важным составляющим параграфа-путешествия является привлечение помещенных в Приложении учебника физических карт мира и отдельных материков, обеспечивающих создание картографических представлений об изучаемой территории.
Четвертая важная составляющая – текст учебника с иллюстрациями. Наиболее сложное при изучении текста – научиться понимать текст, сопоставлять его с картой и рисунками. Особенностью текста является его квантирование – разбивка на небольшие порции, соответствующие маршруту от одной точки до другой.
Пятая важная составляющая – наличие инструкций и напоминаний, которые лучше организуют работу.
Кроме того, после каждого маршрута в качестве обобщения включено рефлексивное задание «пролетая над Сахарой, я увидел…(продолжи)», которое учащиеся выполняют в различных формах: в форме устного и письменного рассказа, эссе, репортажа от первого лица, написания странички дневника, составления кластера, создания рисунка, схемы.
Шестое важное составляющее параграфа-путешествия по материку- работа с разноуровневой системой заданий рубрик: «Это я могу», «Это я знаю», «Это мне интересно». Задания помогают лучше усвоить изученное, обратить внимание на изюминки.
Проведение уроков-путешествий требует использование всего многообразия средств наглядности: фотографии, слайды, электронные презентации, фрагменты видеофильмов и др. На уроке используются сувениры, привезенные из путешествий учениками, их родителями, а также непосредственные природные и культурные объекты (песок из Сахары, который можно потрогать, маски, традиционные украшения и др.), а также используются «живое слово» - выдержки из дневников и описаний путешественников, писателей, ученых, рассказов учителя и самих учеников.
4. Формированию УДД способствует самостоятельная работа учащихся в тетради-тренажере.
Задания тренажера объединены в рубрики(название и содержание которых на слайде):
рубрика УУД пример
Работаем с информацией Познавательные(анализ таблиц,графиков,диаграмм, других источников информации) Используя текст учебника и карту, заполните пропуски в предложениях
Работаем с картой Познавательные Проанализируйте комплексную карту Северной Америки, определите какие природные зоны претерпели сильные изменения в результате деятельности человека, объясните почему.
Изучаем на практике познавательные (умения добывать новые знания и использовать их для решения практических задач) Сравните рельеф Северной Америки и Евразии. Отберите признаки сравнения, оформите в таблицу, сделайте вывод по результатам сравнения
Решаем проблемы Познавательные, коммуникативные,
Личностные, регулятивные Как бы изменился климат Северной Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка
В копилку житейского опыта Личностные С какими географическими объектами Северной Америки связано ваше восприятие материка. Охарактеризуйте 5-6 наиболее интересных (схема).
Легкий экзамен Регулятивные Тест, контурная карта
5. Формированию УУД способствует применение совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействие друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края, т. е. на формирование компетенции учащегося.
Используются элементы следующих технологий, способствующих развитию и формированию УУД:
- технологии работы с различными текстами;
- компьютерные технологии;
- технологии социального взаимодействия (дискуссии, анализ ситуаций, ролевые игры, групповая работа);
- практико-ориентированные технологии (проекты, практикумы);
- игровые технологии
- технологии аутентичного оценивания (технологии достижений): тесты, портфолио;
- кейс-технологии
Т.о УМК «Полярная звезда» полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения в вопросе формирования УУД, обеспечивает педагога всем необходимым инструментарием для его реализации:
- структуированный в соответствии с требованиями стандарта учебник и рабочая тетрадь для ученика,
- поурочные разработки, конструктор текущего контроля, пособие «Проекты и творческие работы» для учителя.
В заключение выступлению процитирую Д.А.Медведева:
«Умение учиться незаменимо в современном мире. Научившийся человек знает, как использовать полученную информацию в жизни, особенно своей собственной».