РАЗРАБОТКИ
|
Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении общественных дисциплинВнутрипредметные и межпредметные связи в обучении общественных дисциплин Автор: Ефремова Олеся Васильевна В настоящее время актуальны поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания истории. Экстенсивность обучения: несоответствие учебного времени объемам учебных знаний, линейность, дробность и пр., практически себя исчерпала. Важная составляющая, способствующая повышению уровня преподавания истории - использование внутри- и межпредметных связей. Конечно данный вопрос рассматривался и в прошлом: Ян Амос Каменский - выступал за взаимосвязанное изучение философии, грамматики и литературы, Дж. Локк - истории и географии. В 50-е гг. ХХ века за рубежом создают интегрированные учебные предметы: в США - курс "Общественные науки". А в нашей стране таким курсом является обществознание. Я являюсь преподавателем общественных дисциплин: история, обществознание, география и основы философии. Мне как быть может никому другому предоставляется возможность использовать меж- и внутрипредметные связи в процессе обучения студентов на 1 и 2 курсах. Все эти дисциплины взаимосвязаны, особенно если учесть, что прародительницей их была философия. Преподавая эти предметы в одних и тех же группах на 1, а затем на втором курсе осуществляется экономия учебного времени, которого так не хватает. Мне точно известно какой объем материала был освоен студентами и, соответственно, какую тему можно не проходить заново, а лишь вспомнить, повторить. На 1 курсе студенты изучают дисциплины "История", "Обществознание", "География" в течение года. Дисциплины проходят параллельным курсом. Это дает возможность в итоге показать мир в целом преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, без неоправданного дублирования материала. Более того, осуществляется процесс повторения ранее изученного. А многократное повторение, да еще и на нескольких предметах дает положительный результат: студенты даже слабые осваивают основные моменты (термины, определения, даты и события). Так, например, неоспорима связь истории и географии - знание карты (историческое формирование стран, государств и расположение современных регионов мира). Случается, приходят студенты не изучавшие географию в достаточном объеме в школе, они не могут показать на карте Европу, Азию, Латинскую Америку. Данный пробел компенсируется изучением разделов "Древний мир" и "Средние века" в истории, т.к. осуществляется работа с атласами( войны периода Античности, великое переселение народов, Франкское королевство и т.д.). И наоборот, изучение современных международных отношений - различные интеграционные объединения(НАТО, ЛААИ, G8, НАФТА, Евросоюз, ОПЕК) компенсируется материалом из экономической географии. Взаимосвязь истории и обществознания - тема "Человек как биосоциальное существо"(обществознание) рассматривается параллельно с темой "Происхождение Человека" по истории; "Типы экономических систем"(обществознание) в дальнейшем компенсирует время при рассмотрении вопроса о экономике СССР во второй половине ХХв.; изучив судебную реформу 1864г. в России(история) не придется повторяться в вопросе о истории формирования современной судебной системы РФ(обществознание). Внутрипредметные связи выражаются в сопоставлении и интеграции однотипного материала по курсу отечественная история и всеобщая история. Например, однородных исторических событий, их причинно-следственные связи (войны, революции, реформы и т.д.). Составление различных таблиц: сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных). Таким образом, мне нет необходимости консультироваться с преподавателями ведущими параллельные предметы( узнавать а рассматривают ли они тот или иной момент), веду их сама. При проведении семинаров, обсуждений, опросов, тестирования студентов я точно знаю количество пройденного материала. Всякий раз, когда тема обсуждаемого вопроса имеет связь с другим предметом моего курса, акцентирую внимание студентов на это. Они учатся делать логические выводы, умозаключения используя весь объем пройденного материала, уметь им оперировать для более полного насыщенного ответа или рассуждения. Должны научиться видеть вопрос или ситуацию как бы свыше, а не в рамках одного предмета. Гуманитарные предметы предполагают полное раскрытие вопроса, аргументацию. Моя цель - скорее не теоретические знания(они конечно важны), а практические навыки построения грамотного аргументированного ответа или умозаключения. Конечно не стоит говорить, что все студенты на 2 курсе после моих занятий умеют обобщать полученные знания. Однако моя работа не заканчивается, т.к. дисциплина "Основы философии" изучается на 2 курсе. Работать уже полегче: студенты знакомы с методикой работы, пройден материал истории, географии и обществознания. Взаимосвязь с историей - хронология изучения курса: древность - античность - средние века - новое время - новейшее, а с обществознанием - выдающиеся философы Аристотель, Платон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, А. Шопенгауэр и пр., которые первыми задумывались о обществе и человеке, о собственности, праве, политике и т.д. Таким образом студенты могут, не изучив фактов, делать общие выводы о положении дел в тот или иной период времени, пояснять какие факторы повлияли на формирование взглядов философов.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены