РАЗРАБОТКИ
|
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории.Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Ведь ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями и главная проблема обучения — научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету. Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать их познавательную деятельность. О потенциале продуманного заглавия точно говорят следующие строки: Заголовок—окошко для взгляда вперёд, Чаще всего используются наукообразные и неинтересные заголовки. Они содержат в себе готовые оценки и характеристики: «Расцвет…», Развитие…», «Упадок…» и сообщают результаты исторических событий ёще до их изучения. Чтобы вызвать интерес учащихся к содержанию урока с самого его начала, имеет смысл сформулировать тему в виде вопроса. Например, «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIII вв.?”, «Что англичане считают началом своей свободы?», «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?». Или альтернативного вопроса, создающего проблемную ситуацию, побуждающего школьников напряжённо следить за развивающимися событиями. Например, «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» «Тверь или Москва» («Образование централизованного Российского государства»). Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения новой темы. При его анализе обучающиеся с помощью учителя, а потом и самостоятельно выделяют ключевые слова, определяют порядок направленность познавательной работы. Например, «Первые земледельцы и скотоводы». Рассуждая о названии темы, ученики приходят к выводу, что нужно ответить на следующие вопросы:
На следующем занятии предлагается аналогичная формулировка темы: «Жизнь людей в эпоху бронзы». Они по уже известному им алгоритму составляют план её изучения. Так же в качестве одного из средств оживить общение детей с историей, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов. Практика показывает, что обыкновенный, «средний» ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции педагога, может и вовсе замолчать, «закрыться» для дальнейшего общения. Именно после таких академически правильных вопросов, часто прерывается положительная обратная связь учитель-ученик, а познавательная активность обучающегося заметно снижается. Вот почему составлять познавательно-развивающие вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением встречали и радовались, во-вторых, не ответить на которые совсем (т.е. промолчать) было бы просто невозможно, и, в-третьих, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика. Можно выделить несколько основных категорий вопросов.
Такие вопросы можно использовать как в письменно - индивидуальной форме, так и в устной формах. Процесс изучения истории должен быть доступным и интересным, это предполагает использование разнообразных методических приемов, в особенности творческого и игрового характера. Большинство школьников оценивают учебный материал не как лёгкий или трудный, а как интересный или скучный. При этом интересный- синоним лёгкого, а скучный-трудного. Интерес, таким образом, становится важнейшим двигателем обучения. Например.
Задавая домашнее задание, можно отступать от традиционных пересказа, ответов на вопросы учебника, выучивания дат, понятий; а задать составление кроссворда, рассказа с ошибками, банка исторических данных, исторического рассказа, рисунка к определённой теме. В заключении нужно сказать, что продуманная работа в направлении активизации познавательной деятельности учащихся, увеличения их интереса к предмету приближает изучающего предмет школьника к его главной цели, живому осмыслению истории, поиску и нахождению общего языка с прошлым.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены