РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов) В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка. Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Русская литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции. Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, как считает А.Г.Асмолов, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой. Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда. Задачи:
Исследовательский метод. Например, «В чем суть «шекспировского вопроса»?»,самостоятельный сравнительный анализ образов главных героев в драме А.Островского «Гроза» и повести Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Источники трагедии Печорина». Использование этих методов способствует развитию у учащихся не только общеучебных навыков, но и развивает навыки анализа художественного образа, закладывает основу для выработки своей позиции, своего видения образа. Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала у учащихся 7-11 классов. Предмет самоанализа: творческие способности учащихся на уроках русского языка и литературы В 2010-2011 учебном году я начала свою работу по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности». Прежде всего я проанализировала специальную литературу по проблеме исследования, передовой опыт творчески работающих учителей русского языка и литературы. По моим наблюдениям, данная тема наиболее глубоко рассматривается на уроках литературы в среднем и старшем звене. Следовательно, для получения более значимого результата необходимо начинать работу уже в начальной школе. Проблему развития творческого потенциала учащихся я освещала на семинарах, заседаниях МО, МШМО. Так, в 2009 году совместно с учителем казахского языка Мукеевой Б.К. провела интегрированный урок развития речи «Моя будущая профессия» в 10 классе, в 2010 году участвовала в Конкурсе панорамных уроков, дала открытый урок литературы на МШМО по теме «Чичиковы в наши дни», в январе 2011 года на районном семинаре директоров провела открытый урок литературы в 8 классе по теме «Романтизм. Поэма Байрона «Корсар», в 2012 году на районном семинаре завучей мной был дан открытый урок русского, казахского, английского языка по теме «Спорт в разделе «Сложное предложение». В январе 2013 года я провела онлайн-урок по русской литературе в 9 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». В чем трагедия Печорина?». В период 2010-2013 года на внутришкольных семинарах, заседаниях МО мной были подготовлены выступления на следующие темы:
В 2010 году я участвовала в республиканском проекте по внедрению электронных учебников, где разработала ряд уроков, приемов по данной технологии. Свою практическую деятельность по данной теме я начала в 2010-2011 учебном году. Но интерес к ней зрел у меня давно. Меня давно интересовал вопрос: что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Здесь мне помог приём, так сказать, «осовременивания» героев. Такие уроки, как «Онегины (Печорины, Чичиковы) наших дней», «Если бы Высоцкий(Есенин, Пушкин) был жив…», «Лариса Огудалова и девочки-бесприданницы 21 века. Сходство и отличие». Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
В своей работе опираюсь на:
Так как любая творческая работа требует прежде всего владение материалом, то в основном учащиеся самостоятельно читают текст или литературу по данной теме. Так, в 11 классе к уроку по развитию речи по теме «Моя будущая профессия» было дано задание подготовить презентацию о будущей профессии с обязательным экскурсом в историю. В 8 классе при проведении анализа образа Корсара (Байрон поэма «Корсар») был применен прием синквейна, ассоциативный кластер. Прием ассоциации продуктивно работает на уроках литературы . (Образы Онегина, Печорина, Чичикова, Хлестакова и других героев) иногда в детском воображении приобретают неожиданные метаморфозы. Кроме создания работы каждый автор должен выступить в защиту своего кластера. Такие приемы развивают, кроме творческого воображения, еще и речевое, художественное творчество учащихся, развивают независимость суждений и неоднозначность восприятия героя, отдаляют от штампов, принятых ранее по отношению к данному персонажу, пробуждают интерес к автору и его творчеству в целом. Вместе с ребятами мы подготовили и систематизировали дидактический и раздаточный материал по русскому языку, творческие работы по литературе, научились выполнять различные виды творческих работ: эссе, изложения с элементами рассуждения нравственной тематики, письмо герою (автору), дневник литературного героя, писать стихи, рассказы и сказки (проба пера), составлять тесты по русскому языку, проводить урок-диспут, составлять презентации, путешествовать во времени вместе с героями произведений. В новых учебниках по 12-летнему образованию введены задания – подготовить презентацию. Исходя из этого, я тоже начала давать такие задания. Подготовка к ним требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска. На этом этапе урока очень важно вызвать интерес к данной теме урока. Так, в 9 классе при подготовке к анализу романа М.Лермонтова «Герой нашего времени», а именно образа Печорина, был проведен экскурс в 19 век (презентация), прослушали сообщение учащихся о восстании декабристов и времени реакции, поработали в группах, выясняя причину появления «лишних людей»,прослушали чтение наизусть стих-я «Дума». Закрепление и систематизация знаний. Этот этап работы очень важен. Прием «мозговой штурм» заставляет быстро включаться в работу на уроке . Задания и вопросы подбираю таким образом, чтобы усилить интерес к образу Печорина и к роману в целом. Конечно, успех зависит от знания текста. Поэтому на уроках и дома просматриваем эпизоды фильма, делаем закладки в тексте романа. Вся работа в классе строится на глубоком анализе образа Печорина. Использую приемы фишбон, займи позицию, провожу сравнительный анализ с Онегиным. Часто использую также прием провокационных вопросов. Контроль усвоения пройденного материала. Организация самостоятельной поисковой, творческой работы, работа в группах, презентация авторской работы, создание ситуации успеха Проблему развития творческого потенциала учащихся я освещала на семинарах, заседаниях МО, МШМО. Так, в 2009 году совместно с учителем казахского языка Мукеевой Б.К. провела интегрированный урок развития речи «Моя будущая профессия» в 10 классе, в 2010 году участвовала в Конкурсе панорамных уроков, дала открытый урок литературы на МШМО по теме «Чичиковы в наши дни», в январе 2011 года на районном семинаре директоров провела открытый урок литературы в 8 классе по теме «Романтизм. Поэма Байрона «Корсар», в 2012 году на районном семинаре завучей мной был дан открытый урок русского, казахского, английского языка по теме «Спорт в разделе «Сложное предложение». В январе 2013 года я провела онлайн-урок по русской литературе в 9 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». В чем трагедия Печорина?». В период 2010-2013 года на внутришкольных семинарах, заседаниях МО мной были подготовлены выступления на следующие темы:
В 2010 году я участвовала в республиканском проекте по внедрению электронных учебников, где разработала ряд уроков, приемов по данной технологии. Результатом моей педагогической деятельности является активное участие моих учеников в районных и областных олимпиадах, а также конкурсах сочинений и призовые места, занятые школьниками. Так, в 2007-2008 учебном году ученица 10 класса Мальсагова Диана. заняла 3-е место в областном конкурсе сочинений «Казахстанский патриотизм – основа уверенного развития и процветания страны» и была награждена дипломом третьей степени и премией акима области в размере 50 тысяч тенге; с 2008 по 2013 годы ученик Ермекбаев Батыр(9 класс) занимал призовое 1 место в республиканской олимпиаде «Русский медвежонок», в 2013 году – Дьяков Никита, ученик 8 класса также занял 1 место в этом конкурсе; в 2010 году учащиеся нашей школы Сапар С., Капарова А., Арзуманян Р., Сеилбекова М. заняли 2 место в районном конкурсе «Пушкинские чтения»; в 2011 году - 1 место в районном конкурсе сочинений «Моя Азиада (Тугаев Аблай) в 2012 году учащиеся нашей школы Богайчук А., Исмаилова А., Исмаилова К., Таубаева А. приняли участие в областной полилингвальной олимпиаде, получили сертификат. В 2012 году ученица11 класса Богунова Мария заняла 2 место в районном конкурсе сочинений «Письмо Президенту», награждена дипломом. В 2012 году ученица 9 класса Селезнева Нина заняла 2 место в областном конкурсе сочинений «Какие уроки я почерпнула из лекций Н.А.Назарбаева» и была награждена сертификатом и ценным призом. В 2009-2010 учебном году выступила с докладом на заседании педсовета «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы». В 2010 году участвовала в республиканском проекте по внедрению электронных учебников.
Всего комментариев: 1
1
плп • 00:51, 13.10.2013
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены