РАЗРАБОТКИ
|
Использование ИКТ на уроках биологии
Использование ИКТ на уроках биологии. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации? Я использую на уроках различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ. Для этого я разработала собственные уроки-презентации по всем классам с 6 по 11 по линии Пономарёвой И.Н. Мультимедийные презентации применяются для того, чтобы выступающий (ученик или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Это особенно актуально для нашей сельской школы с очень бедной материальной базой. Варианты применения презентаций в моей работе с учащимися:
- Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.
- Необходимость в повышении наглядности материала - самая веская причина задуматься о создании презентации. « Лучше один раз увидеть». Презентация дает возможность любую информацию представить наглядно. Для этого надо иметь сканер, желание и главное – время. Иллюстрации сканирую из учебников, дополнительных пособий, научно-популярной литературы, из интернета. Фотографирую объекты и собираю фотографии. Затем каждое изображение редактирую и сохраняю в отдельной папке по каждому классу и по отдельным темам. Использовать компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее ,чем что-то писать на доске мелом.
- При проведении лабораторных и практических работ, при работе с раздаточным материалом, таблицами, схемами.
- Презентация по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов ( отчеты по экскурсиям в природу, сообщения- защиты по отдельным темам ,для дискуссии на уроке, визитка- представление команды на экологическом слете, на смотре экологических театральных коллективов и т.д.)
- Корректировка и тестирование знаний:
- Проведение дополнительных занятий, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций
- Работа с тестирующими системами и тренажерами
Я расскажу о некоторых приемах работы учителя биологии с интерактивной доской и компьютерами. 1. Для контроля полученных знаний (опрос) : I. При Традиционной форме проверки домашнего задания интерактивная доска используется как наглядное пособие( таблица, плакат), по которому ребенок дает ответ ( например: дать сравнительную характеристику особенностей внешнего строения и образа жизни двух отрядов птиц)
II. При проверке выполнения домашнего задания в печатных рабочих тетрадях. Задание проецируется на экран. Положительным в такой работе является то , что:
- Использование пера дает возможность наглядно проверить правильность выполнения задания учеником.
- Дети с удовольствием идут выполнять задания у доски.
- Те, ученики, которые не смогли сделать работу дома, могут привести тетради в порядок.
Урок 25- природоведение . Разнообразие живого
Урок 26 . –природоведение Три среды обитания (даю 4 среды и более подробно об организме как среде обитания)
III. Для тестового опроса использую работу с тестирующими системами и тренажерами (диски):
- Лабораторный практикум. Биология 6-9 классы
- Образовательные комплексы по всем классам (6—9 классы)
- Тестовые задания из газеты « Биология», тестовые задания из дидактических материалов… (9 класс- урок 10 –метаболизм клетки.)
- Тестовые задания из КИМов ЕГЭ и ГИА9 Задания группы В и А) ( 8 класс –урок 17. Транспортные системы организма.- тест В из ЕГЭ
- Заполнить пропуски в тексте (Районная секция...)
- Выписать номера признаков, характерные для каждого животного (районная секция…)
У Меня в кабинете два компьютера. Один не подключен к интерактивной доске Использование двух компьютеров дает возможность одновременно проверить знания как минимум у двух учеников. При этом ответы одного из них дети видят на экране и могут анализировать его ответы, помогать ему и проверить свои знания.
IV. В своей работе практикую заполнение таблиц как при опросе так и при изучении нового материала: (районная секция)
Поэтапное заполнение таблицы с помощью материала учебника при изучении новой темы (районная секция…)
V. Выполнение лабораторной работы с поэтапным заполнением таблицы. Презентация и раздаточный материал- это разные инструменты, но они могут отлично дополнять друг друга. (районный семинар…)
VI .Составление схем, дополненных рисунками дает более полное представление о изучаемом явлении слайды21-23 при опросе( районная секция…)при изучении нового материала (районная секция)
VII. Опорные конспекты из методического пособия « Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии» издательства Просвещение, составленные Ребровой Л.В и Прохоровой Е.В. использую и при проверке знаний и при объяснении нового материала. (районная секция…)
VIII. Отчёты об экскурсии ребята с удовольствием оформляют и представляют на уроке в виде презентации . (презентации отчет- прудик и презентация – растительное сообщество пришкольного участка)
IX. Защита- презентация по отдельным темам курса .Дети защищают пропущенную тему, или тему , которая была усвоена не достаточно хорошо. Такой вид работы дет ученики предложили сами. ( папка от Марата Назирова)
Выводы:
- Достоинство презентации в том, что при использовании этого инструмента именно учитель остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников.
- Удачно подобранная картинка « в тему» помогает оживить слайд( особенно если на нем только текст). Визуальный образ работает лучше текста, а текст + образ - лучше «голого» образа.
- Лучше один раз подготовить аккуратную презентацию, чем каждый раз тратить время на уроке.
- Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать, переносить из одного урока в другой.
- Презентация может быть отличным каркасом( опорным конспектом) урока. В сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчается жизнь и не только учителю, но и ученикам.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены