РАЗРАБОТКИ
|
Экскурсионная деятельность«Увидеть и познать свой край «Путешествие – один из
величайших факторов развития культуры». И.М. Гревс. Проблемы национальной самоидентификации и национального самосознания приобретают важное значение в условиях глобализации и вестернизации современного российского общества. Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, уникальных и неповторимых достижений культуры, которые порождены историей данного этноса, его природной средой, геополитической спецификой, достижениями в различных областях духовной жизни. Поэтому, в последнее время одной из концептуальных идей развития образования является идея формирования национального самосознания.
Под этим понимается следующее:
В некоторых государствах Европы образовательные экскурсии учащихся успели войти в учебно-воспитательную систему: их рассматривают как образовательное и воспитательное средство, которым можно практически знакомить молодое поколение с жизнью, с нравами и обычаями, окружающими явлениями природы, развивать эстетические чувства, любовь к Родине и ее истории. Экскурсии по историческим местам - обязательный элемент школьной программы. В нашем регионе это положение приобретает особое звучание. Донской край, издавна являющийся многонациональным, представляет собой не часто встречающийся на территории РФ регион, в котором взаимодействуют культуры русского, армянского, грузинского, украинского, греческого и других народов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», в числе новых социальных требований, предъявляемых к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». В своей деятельности я также пытаюсь использовать экскурсионно-краеведческую работу как элемент образовательного процесса. Экскурсия, также, как и урок, требует тщательной подготовки. Прежде всего, это разработка проблемных заданий для учащихся с целью развития их познавательных интересов и исследовательской активности и перехода от пассивного созерцания к самостоятельной творческой деятельности. В соответствии с целями и задачами, а также особенностями экскурсионной группы, экскурсия может быть использована для реализации следующих учебных задач:
В качестве примера можно привести краткое описание методической разработки экскурсии в станицу Старочеркасскую. Цель: ознакомление, углубление и применение знаний по различным дисциплинам; Задания учащимся: - по региональной истории (история казачества);
Формы отчетности: компьютерная презентация; фотоальбом; видеофильм; газета, в том числе электронная; создание наглядных пособий, например, разработка собственного экскурсионного маршрута с описаниями объектов и фотографиями и т.д.; Защита проектов может производиться на заседаниях школьного научного общества, краеведческих конференциях ит.д. Интеграция методов экскурсионного краеведения и межпредметных проектов, соединенная с новейшими информационными технологиями, может стать одним из педагогически обоснованных и социально значимых методов формирования национального самосознания подрастающего поколения. Это один из лучших вариантов личностно-ориентированного обучения, способный помочь формированию мировоззрения учащихся; Информация учебника начинает звучать по-новому, становится личностно-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью общей картины исторического процесса, возрастает мотивация к изучению истории Отечества, учащиеся приобретают ценный опыт исследовательской работы, легко осваивают и запоминаются большие объемы учебного материала. Современные компьютерные программы позволяют создавать графические и анимационные экранные образы с использованием выразительной линии, формы, объёма, цвета, движения, музыки, повествования. Они предоставляют ученикам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды визуальной информации. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создаёт атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены