РАЗРАБОТКИ
|
Словарь-справочник по экономической и социальной географии
Как работать с учебником. - Прочитай заданный текст, выясни все непонятные слова и выражения.
- Запомни географические названия, встречающиеся в тексте, а соответствующие объекты обязательно найди на карте.
- Осмысли и пойми цифровые показатели, встречающиеся в тексте.
- Составь устный или письменный план к прочитанному тексту.
- Расскажи о прочитанном по составленному плану.
- Выдели главное в прочитанном материале.
- Сделай вывод по прочитанному тексту.
- Проверь как изучен материал, пользуясь контрольными вопросами в конце параграфа.
Как составить план. План – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой- либо программы. - Прочитай текст, уясни его содержание.
- Найди в нём законченные части ( часть может совпадать с одним или несколькими абзацами), в каждом выдели главное.
- Запиши их в виде основных пунктов.
- Найди положения, раскрывающие и поясняющие главные мысли.
- Запиши их в виде подпунктов.
( 1._________________ а) ________________ б) __________________ и т.д.)
Как составить конспект. Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания. Виды конспектов: план- конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический. Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. Этапы конспектирования. - Прочитай текст, отметь в нём новые слова, непонятные места, составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
- Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
- Прочитай второй раз, сочетая чтение с записью основных мыслей автора. Запись веди своими словами. Не переписывай текст. Стремись к краткости.
- Прочитай конспект ещё раз, доработай его.
Как подготовить реферат Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.д. - Подбери литературу по изученной теме, познакомься с её содержанием.
- Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места и сделай выписки.
- Составь план реферата.
- Используя рекомендации по составлению конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
- Прочитай текст и отредактируй его.
- Правильно оформи реферат ( на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, в конце реферата приведи список литературы, оставь два чистых листа для написания рецензии).
Как вести запись с голоса Записывать – писать что-либо, известное, для памяти. - Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказанную им мысль до конца и пойми её.
- Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать.
- Не старайся записывать материал дословно, отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
- Сокращай слова, некоторые из низ обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы в дальнейшем закончить запись.
- Старайся писать быстро ( не менее 120 букв в минуту).
- Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
- Используй общие правила написания конспекта (соблюдай красную строку).
- В свободное время обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.
Памятка для рецензии ответа товарища. Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство. - Оцени правильность и аргументированность ответа.
- Отметь последовательность и чёткость изложения мысли.
- Грамотна ли речь говорящего?
- Использована ли при ответе карта, правильно ли и все ли показаны 5. Внеси в ответ поправки, сделай дополнения.
- Оцени ответ товарища.
Примечание: - оценивать ответ следует не только по недостаткам, но и по достоинствам, обосновывая и то , и другое;
- слушая ответ товарища, делай письменные заметки. Они помогут тебе привести в порядок мысли;
- во время ответа товарища внимательно сравнивай его знания со своими;
- оценку ответа делай тактично, чтобы не обидеть товарища;
- что ты посоветуешь ответчику?
Как организовать работу в группе Группа – совокупность людей, объединенных общностью деятельности , интересов, профессии.
1. Выбрать старшего. 2. Поставить учебную задачу. 3. Определить, почему и для чего нужно изучать данный материал программы. 4. Обсудить и составить план выполнения учебного задания. 5. Найти способ решения, при необходимости распределить обязанности. 6. Составить модель ( схему) учебного материала 7. Провести взаимопроверку и контроль выполнения задания в группе:
а) сопоставить результаты деятельности с задачами, которые стояли;
б) оценить результаты деятельности:
- всё ли сделали?
- так ли?
- все ли задачи выполнены?
8. Определить уровень учебных достижений каждым участником группы.
Умственные операции. Как работать над понятием? Понятие – логически оформленная мысль о предмете. Последовательность действий. - Назови рассматриваемое понятий, дай его определение.
- Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
- попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
- Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.
Правила выполнения доказательства. Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истинность или лживость какого- либо утверждения. - Назови мысль, которую надо доказать.
- Приведи доводы ( аргументы, факты), подтверждающие эту мысль.
- Сделай окончательный вывод.
Как проводить анализ Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета ( явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. - Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
- Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
- Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Как проводить синтез. Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. - Найди ответ на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
- Проведи подробный анализ изучаемых явлений.
- Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Как проводить обобщение Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях. - Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
- Определи их сходство.
- Установи связь между ними.
- Сформулируй общий вывод.
Как делать вывод. Вывод – высказывание, которое подытоживает, обобщает факты или результаты их сравнения. - Проанализируй факты, явления.
- Сравни, обобщи явления, факты.
- Сделай вывод ( определи значение, последствия, результаты, подведи итог, дай оценку).
Правила запоминания. - Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
- Старайся понять смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
- Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
- Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
- Произнеси несколько раз новые слова.
- Проговори вслух формулировки выводов, законов.
- Воспроизведи весь материал по плану.
Правила выполнения приёмов по экономической и социальной географии. Как читать экономическую карту. Экономические карты позволяют анализировать экономику страны и её частей, выявлять и оценивать территориальные связи и зависимость в хозяйстве. 1. Прочитай название карты. 2. Установи её масштаб. 3. Изучи легенду карты:
а) определи способы изображения объектов и явлений;
б) определи, какую географическую информацию можно получить по карте.
4. Найди на карте необходимые объекты. 5. Расскажи, чем они характеризуются.
Как сопоставить карты. Сопоставить – рассмотреть, обсудить, сравнить с кем- чем- нибудь для получения какого- нибудь вывода. - Познакомься с содержанием карт и выяви их масштаб.
- Найди на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, береговую линию и другие географические объекты.
- Рассмотри заданную территорию на каждой из карт и сделай вывод об особенностях объектов.
- Сравни содержание данных карт и установи взаимосвязь отдельных компонентов.
- Установи на основе сопоставления карт особенности объектов территории.
- Сделай вывод о причинах этих особенностей.
Как построить график. График – линия, дающая наглядное представление о характере изложения функции. - Построй систему прямоугольных координат.( ось Х перпендикулярна оси У)
- Обозначь оси Х и У.
- Выбери масштаб для осей Х и У.
- Отложи равные отрезки на оси Х.
- Возведи перпендикуляры из точек оси Х до соответствующих отметок оси У.
- Соедини точки пересечения данных линий.
Как построить круговую диаграмму. Диаграмма - ( изображение, рисунок, чертёж) – графическое изображение наглядно показывающее соотношение каких- либо величин). - Подготовь цифровой материал.
- Отработай цифровой материал так, чтобы величины отдельных компонентов были выражены в градусах окружности.
- Переведи проценты в градусные меры. Окружность 3600 соответствует 100%, поэтому 1 % соответствует 3,60 ( 3600 : 100=3,60 ).
- Вычерти круг нужной величины. Размеры кругов определяются задачами работы.
- Разметь по окружности точки, соответствующие величине каждого сектора и соедини их с центром круга.
Как построить картограмму. Картограмма – карта, показывающая штриховкой или окраской среднюю интенсивность какого- либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления. - Подготовь исходные данные в виде таблицы.
- Расставь (карандашом без сильного нажима) на контурной карте внутри территориальных единиц относительные показатели. Цифры должны быть небольших размеров, так как их придется стирать.
- Под таблицей выпиши ряд показателей по мере их увеличения и сгруппируй, выделив интервалы.
- Подбери штриховку и расцветку для каждой группы показателей. При этом важно учитывать зрительный эффект.
- Перенеси подобранную штриховку или окраску на легенду карты, расставив возле каждого условного знака соответствующие показатели. Сделай общую надпись содержания картограммы.
- Аккуратно заштрихуй или закрась каждую территориальную единицу по тем показателям, которые в ней поставлены.
Как читать графики и диаграммы. - Определи, что изображено на графике ( диаграмме). Какие экономическое или природное явление отображает график
- (диаграмма).
- Прочитай цифровые показатели графических изображений.
- Сопоставь их по годам, видам продукции, отраслям и другим показателям.
- Установи, в каком направлении изменяются эти показатели.
- Объясни при чину изменения экономического или природного явления.
Как проводить сравнение экономико - географических явлений и процессов. Сравнение – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия. Правила выполнения. - Сравниваются лишь однородные явления.
- Выделяются только сопоставимые, существенные признаки.
- Признаки располагаются по степени важности ( план сравнения).
- В качестве выводов установи черты сходства или различия ( по каждому из признаков), дай оценку явления.
Порядок работы. - Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
- Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
- Выдели существенные признаки каждого предмета.
- Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
- Выяви все признаки сходства и различия объектов.
- Найди и объясни причины сходства и различия.
Как работать с контурными картами. Контурная карта – географическая карта, на которой нанесены только очертания суши и водоемов. - Подбери источники заполнения ( учебник, атлас, учебные пособия и т.п.).
- Найди и отождестви объекты на готовой карте и на контуре.
- Надпиши объекты, напечатанные на карте ( реки, элементы береговых линий, границы экономических районов и т.д.).
- Нанеси объекты, не обозначенные на картах ( по заданию учителя).
Требования к графическому заполнению контурной карты. - Контурную карту подписывай в правом верхнем углу – фамилию, класс; в левом – название будущей карты.
- Надписи и подписи оформляй аккуратным подчерком. Реки подписывай вдоль течения, города – справа от пунсона параллельно параллелям. В случае, если надпись длинная, можно поставить первые буквы или обозначить объект цифрой, расшифровать их в легенде.
- При составлении легенды все условные знаки карты и все сокращения должны быть объяснены в легенде. Условные знаки размещать в следующем порядке: знаки, связанные с природной средой, далее с отраслями промышленности, затем – сельского хозяйства и транспорта.
Как читать статистическую таблицу Статистическая таблица - таблица, характеризующая количественную сторону явлений, процессов, выраженнных числами. Порядок работы: - Определи основное содержание ( заглавие, его смысл).
- Выяви содержание столбцов и строк таблицы.
- Установи величины ( единицы измерения).
- Выдели периоды.
- Найди причины изменения статистических показателей по периодам.
- Сделай выводы в соответствии с целями анализа.
Типовые планы характеристики географических объектов. План характеристики природных ресурсов. - Запасы и их концентрация.
- Качество, состав и доля полезных ископаемых.
- Условия залегания и эксплуатации.
- Расходы на единицу продукции.
- Освоенность и заселенность территории.
- Транспортные условия, в том числе затраты на перевозку сырья потребителям.
- Возможность сохранения окружающей природной среды.
План характеристики отрасли промышленности. Отрасль хозяйства – предприятия и учреждения, удовлетворяющие однородные потребности общества. - Значение отрасли промышленности в народном хозяйстве. Продукция отрасли и её применение. Состав отрасли.
- Технико- экономические особенности отрасли, оказывающие влияние на размещение.
- Формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование.
- Принципы размещения и география отрасли.
План характеристики отдельного предприятия. Предприятие – основное звено единого хозяйственного комплекса. - Географическое положение.
- Специализация предприятия, его цехи, их производственные связи.
- Технико- экономические особенности производства (расход сырья, энергии, трудоёмкость).
- Принципы размещения.
- Производственные связи по сырью, топливу и готовой продукции.
- Ведущие профессии.
- Перспективы развития.
- Меры по охране природы.
План характеристики межотраслевого комплекса. Межотраслевой комплекс – сочетание отраслей, имеющих устойчивые взаимосвязи и общий конечный результат производства - Состав комплекса.
- Значение и место в хозяйстве страны.
- Формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование.
- Факторы размещения отдельных отраслей межотраслевого комплекса.
- Главные районы производства и потребления продукции.
- Программа развития комплекса.
План характеристики экономического района. Экономический район - территория, которая отличается от других специализацией и уровнем комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. - Экономико- географическое положение района.
- Природные условия и ресурсы района и их хозяйственная оценка, т.е. условия и возможности их рационального использования.
- Трудовые ресурсы и возможности их использования.
- Исторические предпосылки развития хозяйства района.
- Специализация хозяйства, т.е. ведущие отрасли, которые определяют значение района для экономики страны.
- Взаимосвязи отраслей и территории внутри района, формы размещения производства (ТПК, узлов, центров).
- Города.
- Перспективы развития района.
План характеристики транспортной магистрали. Магистраль – основная, главная линия в системе какой- нибудь сети (железнодорожной, электрической, телеграфной и т.п.), а также широкая и прямая городская улица. - Название магистрали (какие районы она соединяет).
- Природные условия, влияющие на работу магистрали ( рельеф, крупные реки).
- Важнейшие транспортные узлы и крупнейшие промышленные центры на магистрали.
- Виды и направления перевозимых грузов.
План характеристики экономико-географического положения района. Экономико-географическое положение - отношение данного объекта ( промышленного предприятия, города, района) к объектам, находящимся вне его, отказывающим определенное влияние на его развитие. - Положение района на территории государства ( центральное, окраинное, пограничное и т.д.).
- Экономическое окружение ( соседние районы, пограниные зарубежные государства).
- Положение по отношению к крупным топливно- энергетическим и сырьевым базам страны.
- Положение по отношению к транспортным магистралям.
- Изменения в экономико- географическом положении.
- Выводы о возможном влиянии экономико- географического положения на развитие хозяйства.
План оценки природных условий для развития сельского хозяйства. Природные условия – элементы природы, которые непосредственно не участвуют в создании материальных благ. - Рельеф ( применительно к развитию сельского хозяйства).
- Агроклиматические условия ( зона увлажнения, сумма температур воздуха за период с температурой свыше 100 С).
- Возможные хозяйственные мероприятия для их преодоления ( зона орошения или осушения), противоэрозионные мероприятия (мероприятия против овражной сети, закрепление песков и т.п.).
- Почвенно- растительный покров ( природные зоны, почвы).
- Сельскохозяйственная освоенность земель в сравнении с другими районами.
- Производство сельскохозяйственной продукции на 1 га сельхозугодий в сравнении с другими районами.
- Выводы о возможных отраслях сельского хозяйства, которые можно развивать в данных природных условиях.
План оценки природных ресурсов для нужд промышленности. Природные ресурсы – все виды природных богатств, используемых в жизни людей для удовлетворения их потребностей. - Энергетическая база ( наличие топливных ресурсов и гидроресурсов) и особенности их размещения.
- Сырьевая база ( наличие рудных, нерудных ископаемых, растительные ресурсы) и особенности её развития.
- Предположения о возможных отраслях промышленности, которые могут развиваться при данном сочетании природных ресурсов.
План характеристики трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы – всё трудоспособное население страны ( мужчины от 16 лет до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет), а также подростки и лица пенсионного возраста, занятые в производстве. - Численность населения и национальный состав.
- Соотношение городского и сельского населения.
- Особенности размещения городского и сельского населения. Типы населенный пунктов.
- Основніе сдвиги в размещении населения в пределах района.
- Трудовые навіки населения. Обеспеченность района трудовыми ресурсами.
План характеристики промышленного узла. Промышленный узел – группа взаимосвязанных промышленных предприятий на определённой территории. - Из каких городов состоит узел?
- Ведущее производство ( отрасли) и условия его развития.
- Значение в хозяйстве райцона и страны.
План характеристики территориально- производственного комплекса (ТПК). Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание на определенной территории промышленных предприятий. - Географическое положенгие.
- Важнейшие промышленные центры.
- Отрасли специализации, вспомогательные отрасли.
- Факторы, опрежляющие развитие ТПК.
- Проблемы охраны природы.
Оценка природных условий развития транспорта, характеристики его географии. - Рельеф ( преобладающие формы, расчлененност, уклоны).
- Гидрографическая сеть ( полноводность, характер течсения, режим рек, соответствие направления рек с основными грузопотоками).
- Морские бассейны, условия навигации в них.
- Протяженность путей сообщения ( железных, автомобильных дорог) в сравнении с другими районами.
- Густота желехнодорожной сети.
- География тьранспорта района.
План характеристики отрасли мирового хозяйства - Значение отрасли в мировом хозяйстве, её отраслевой состав, влияние научно- технической революции (НТР) на её роазвитие.
- Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
- Размеры производства продукции с распределением её по главным географическим районам.
- Главные страны- производители.
- Главные районы и центры производства, факторы, обусловившие размещение отраксли именно в этих районах.
- Природохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
- Главные страны ( районы) экспортеры продукции. Главные страны ( райолны) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
- Перспективы развития и размещения отрасли.
План оценки обеспеченности региона различными видами минеральных ресурсов. - Определить по таблице или по карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых для всего мира или данного из регионов.
- Определить размеры годовой добычи ( потребления) данного вида ресурсов.
- Разделить показатель запасов на показатель добычи ( потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его добычи.
- Сделать вывод о ресурсообеспеченности.
План характеристики отдельной страны. - Основные черты экономико- географического положения.
- Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
- Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения.
- Общая характеристика хозяйства.
- Основные черты размещения промышленности.
- Основные черты размещения сельского хозяйства.
- Основные черты размещения транспорта.
- Главные экономические районы.
- Роль и география внешних экономических связей.
- Общий вывод: перспективы развития.
План характеристики экономико-географического положения страны. - Положение по отношению к соседним странам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морс ким транспортным путям.
- Положение по отношению к главным топливно- сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
- Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
- Изменение экономико- географического положения (ЭГП) во времени.
- Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
План характеристики предпосылок для развития промышленности страны (региона). - Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания.
- Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.
- Общая оценка природно- ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения её природными ресурсами.
- Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности.
- Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования.
План характеристики природных условий для сельского хозяйства страны (региона). - Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства.
- Агроклиматическая характеристики территории.
- Почвенно- растительные условия территории.
- Общая характеристика природных предпосылок для развития сельского хозяйства.
План характеристики населения страны (региона) - Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
- Возрастно- половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами.
- Национальный ( этнический) состав населения.
- Социально- классовый состав населения.
- Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.
- Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации.
- Сельское расселение.
- Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченность трудовыми ресурсами.
План характеристики отрасли промышленности страны (региона). - Значение отрасли и размеры её продукции.
- Природные предпосылки для развития отрасли.
- Структура отрасли.
- Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты её географии; отраслевые промышленные районы.
- Зависимость отрасли от экспорта и импорта.
- Общий вывод. Перспективы развития отрасли.
План характеристики сельского хозяйства страны (региона). - Значение отрасли и размеры продукции.
- Природные предпосылки для развития отрасли.
- Особенности аграрных отношений.
- Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства.
- География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы ( зоны).
- Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.
- Общий вывод и перспективы развития отрасли.
Литература. 1. Энциклопедический словарь.. Москва, 1988. 2. Большой справочник школьника, Харьков, ВД «Школа», 2003. 3. Энциклопедический словарь географических терминов, Москва, 1976. 4. Л.А.Ушакова, «Как я учу школьников учиться», журнал «Биология в школе, 1988. 5. Методика обучения географии в средней школе, Москва, 1983. 6. В.П.Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», Москва «Просвещение», 2003 7. Ю.Г.Барышева. «Изучение отраслей промышленности», 2004.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|