РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Словарь-справочник по экономической и социальной географии

Как работать с учебником. 
  1. Прочитай заданный текст, выясни все непонятные слова и выражения. 
  2. Запомни географические названия, встречающиеся в тексте, а соответствующие объекты обязательно найди на карте. 
  3. Осмысли и пойми цифровые показатели, встречающиеся в тексте. 
  4. Составь устный или письменный план к прочитанному тексту. 
  5. Расскажи о прочитанном по составленному плану. 
  6. Выдели главное в прочитанном материале. 
  7. Сделай вывод по прочитанному тексту. 
  8. Проверь как изучен материал, пользуясь контрольными вопросами в конце параграфа. 
Как составить план.

План – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой- либо программы.
  1. Прочитай текст, уясни его содержание. 
  2. Найди в нём законченные части ( часть может совпадать с одним или несколькими абзацами), в каждом выдели главное. 
  3. Запиши их в виде основных пунктов. 
  4. Найди положения, раскрывающие и поясняющие главные мысли. 
  5. Запиши их в виде подпунктов. 
( 1._________________
а) ________________
б) __________________ и т.д.)

Как составить конспект.

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план- конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования.
  1. Прочитай текст, отметь в нём новые слова, непонятные места, составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план. 
  2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. 
  3. Прочитай второй раз, сочетая чтение с записью основных мыслей автора. Запись веди своими словами. Не переписывай текст. Стремись к краткости. 
  4. Прочитай конспект ещё раз, доработай его. 
Как подготовить реферат

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.д.
  1. Подбери литературу по изученной теме, познакомься с её содержанием. 
  2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места и сделай выписки. 
  3. Составь план реферата. 
  4. Используя рекомендации по составлению конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию. 
  5. Прочитай текст и отредактируй его. 
  6. Правильно оформи реферат ( на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, в конце реферата приведи список литературы, оставь два чистых листа для написания рецензии). 
Как вести запись с голоса

Записывать – писать что-либо, известное, для памяти.
  1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказанную им мысль до конца и пойми её. 
  2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать. 
  3. Не старайся записывать материал дословно, отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл. 
  4. Сокращай слова, некоторые из низ обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы в дальнейшем закончить запись. 
  5. Старайся писать быстро ( не менее 120 букв в минуту). 
  6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши. 
  7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай красную строку). 
  8. В свободное время обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д. 
Памятка для рецензии ответа товарища.

Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.
  1. Оцени правильность и аргументированность ответа. 
  2. Отметь последовательность и чёткость изложения мысли. 
  3. Грамотна ли речь говорящего? 
  4. Использована ли при ответе карта, правильно ли и все ли показаны 5. Внеси в ответ поправки, сделай дополнения. 
  5. Оцени ответ товарища. 
Примечание:
  • оценивать ответ следует не только по недостаткам, но и по достоинствам, обосновывая и то , и другое; 
  • слушая ответ товарища, делай письменные заметки. Они помогут тебе привести в порядок мысли; 
  • во время ответа товарища внимательно сравнивай его знания со своими; 
  • оценку ответа делай тактично, чтобы не обидеть товарища; 
  • что ты посоветуешь ответчику? 
Как организовать работу в группе

Группа – совокупность людей, объединенных общностью деятельности , интересов, профессии.

1. Выбрать старшего.
2. Поставить учебную задачу.
3. Определить, почему и для чего нужно изучать данный материал программы.
4. Обсудить и составить план выполнения учебного задания.
5. Найти способ решения, при необходимости распределить обязанности.
6. Составить модель ( схему) учебного материала
7. Провести взаимопроверку и контроль выполнения задания в группе:
а) сопоставить результаты деятельности с задачами, которые стояли;
б) оценить результаты деятельности:
- всё ли сделали?
- так ли?
- все ли задачи выполнены?
8. Определить уровень учебных достижений каждым участником группы.

Умственные операции.

Как работать над понятием?

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий.
  1. Назови рассматриваемое понятий, дай его определение. 
  2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. 
  3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения. 
  4. попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин. 
  5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ. 
Правила выполнения доказательства.

Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истинность или лживость какого- либо утверждения.
  1. Назови мысль, которую надо доказать. 
  2. Приведи доводы ( аргументы, факты), подтверждающие эту мысль. 
  3. Сделай окончательный вывод. 
Как проводить анализ

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета ( явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
  1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение. 
  2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета. 
  3. Подумай о причинах такого разделения на блоки. 
Как проводить синтез.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
  1. Найди ответ на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое? 
  2. Проведи подробный анализ изучаемых явлений. 
  3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения. 
Как проводить обобщение

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
  1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях. 
  2. Определи их сходство. 
  3. Установи связь между ними. 
  4. Сформулируй общий вывод. 
Как делать вывод.

Вывод – высказывание, которое подытоживает, обобщает факты или результаты их сравнения.
  1. Проанализируй факты, явления. 
  2. Сравни, обобщи явления, факты. 
  3. Сделай вывод ( определи значение, последствия, результаты, подведи итог, дай оценку). 
Правила запоминания.
  1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание. 
  2. Старайся понять смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая. 
  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения. 
  4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо. 
  5. Произнеси несколько раз новые слова. 
  6. Проговори вслух формулировки выводов, законов. 
  7. Воспроизведи весь материал по плану. 
Правила выполнения приёмов по экономической и социальной географии.

Как читать экономическую карту.

Экономические карты позволяют анализировать экономику страны и её частей, выявлять и оценивать территориальные связи и зависимость в хозяйстве.

1. Прочитай название карты.
2. Установи её масштаб.
3. Изучи легенду карты:
а) определи способы изображения объектов и явлений;
б) определи, какую географическую информацию можно получить по карте.
4. Найди на карте необходимые объекты.
5. Расскажи, чем они характеризуются.

Как сопоставить карты.

Сопоставить – рассмотреть, обсудить, сравнить с кем- чем- нибудь для получения какого- нибудь вывода.
  1. Познакомься с содержанием карт и выяви их масштаб. 
  2. Найди на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, береговую линию и другие географические объекты. 
  3. Рассмотри заданную территорию на каждой из карт и сделай вывод об особенностях объектов. 
  4. Сравни содержание данных карт и установи взаимосвязь отдельных компонентов. 
  5. Установи на основе сопоставления карт особенности объектов территории. 
  6. Сделай вывод о причинах этих особенностей. 

Как построить график.

График – линия, дающая наглядное представление о характере изложения функции.
  1. Построй систему прямоугольных координат.( ось Х перпендикулярна оси У) 
  2. Обозначь оси Х и У. 
  3. Выбери масштаб для осей Х и У. 
  4. Отложи равные отрезки на оси Х. 
  5. Возведи перпендикуляры из точек оси Х до соответствующих отметок оси У. 
  6. Соедини точки пересечения данных линий. 
Как построить круговую диаграмму.

Диаграмма - ( изображение, рисунок, чертёж) – графическое изображение наглядно показывающее соотношение каких- либо величин).
  1. Подготовь цифровой материал. 
  2. Отработай цифровой материал так, чтобы величины отдельных компонентов были выражены в градусах окружности. 
  3. Переведи проценты в градусные меры. Окружность 3600 соответствует 100%, поэтому 1 % соответствует 3,60 ( 3600 : 100=3,60 ). 
  4. Вычерти круг нужной величины. Размеры кругов определяются задачами работы. 
  5. Разметь по окружности точки, соответствующие величине каждого сектора и соедини их с центром круга. 
Как построить картограмму.

Картограмма – карта, показывающая штриховкой или окраской среднюю интенсивность какого- либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления.
  1. Подготовь исходные данные в виде таблицы. 
  2. Расставь (карандашом без сильного нажима) на контурной карте внутри территориальных единиц относительные показатели. Цифры должны быть небольших размеров, так как их придется стирать. 
  3. Под таблицей выпиши ряд показателей по мере их увеличения и сгруппируй, выделив интервалы. 
  4. Подбери штриховку и расцветку для каждой группы показателей. При этом важно учитывать зрительный эффект. 
  5. Перенеси подобранную штриховку или окраску на легенду карты, расставив возле каждого условного знака соответствующие показатели. Сделай общую надпись содержания картограммы. 
  6. Аккуратно заштрихуй или закрась каждую территориальную единицу по тем показателям, которые в ней поставлены. 
Как читать графики и диаграммы.
  1. Определи, что изображено на графике ( диаграмме). Какие экономическое или природное явление отображает график 
  2. (диаграмма). 
  3. Прочитай цифровые показатели графических изображений. 
  4. Сопоставь их по годам, видам продукции, отраслям и другим показателям. 
  5. Установи, в каком направлении изменяются эти показатели. 
  6. Объясни при чину изменения экономического или природного явления. 
Как проводить сравнение экономико - географических явлений и процессов.

Сравнение – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Правила выполнения.
  1. Сравниваются лишь однородные явления. 
  2. Выделяются только сопоставимые, существенные признаки. 
  3. Признаки располагаются по степени важности ( план сравнения). 
  4. В качестве выводов установи черты сходства или различия ( по каждому из признаков), дай оценку явления. 
Порядок работы.
  1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое? 
  2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство. 
  3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 
  4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 
  5. Выяви все признаки сходства и различия объектов. 
  6. Найди и объясни причины сходства и различия. 
Как работать с контурными картами.

Контурная карта – географическая карта, на которой нанесены только очертания суши и водоемов.
  1. Подбери источники заполнения ( учебник, атлас, учебные пособия и т.п.). 
  2. Найди и отождестви объекты на готовой карте и на контуре. 
  3. Надпиши объекты, напечатанные на карте ( реки, элементы береговых линий, границы экономических районов и т.д.). 
  4. Нанеси объекты, не обозначенные на картах ( по заданию учителя). 
Требования к графическому заполнению контурной карты.
  1. Контурную карту подписывай в правом верхнем углу – фамилию, класс; в левом – название будущей карты. 
  2. Надписи и подписи оформляй аккуратным подчерком. Реки подписывай вдоль течения, города – справа от пунсона параллельно параллелям. В случае, если надпись длинная, можно поставить первые буквы или обозначить объект цифрой, расшифровать их в легенде. 
  3. При составлении легенды все условные знаки карты и все сокращения должны быть объяснены в легенде. Условные знаки размещать в следующем порядке: знаки, связанные с природной средой, далее с отраслями промышленности, затем – сельского хозяйства и транспорта. 
Как читать статистическую таблицу

Статистическая таблица - таблица, характеризующая количественную сторону явлений, процессов, выраженнных числами.

Порядок работы:
  1. Определи основное содержание ( заглавие, его смысл). 
  2. Выяви содержание столбцов и строк таблицы. 
  3. Установи величины ( единицы измерения). 
  4. Выдели периоды. 
  5. Найди причины изменения статистических показателей по периодам. 
  6. Сделай выводы в соответствии с целями анализа. 
Типовые планы характеристики географических объектов.

План характеристики природных ресурсов.
  1. Запасы и их концентрация. 
  2. Качество, состав и доля полезных ископаемых. 
  3. Условия залегания и эксплуатации. 
  4. Расходы на единицу продукции. 
  5. Освоенность и заселенность территории. 
  6. Транспортные условия, в том числе затраты на перевозку сырья потребителям. 
  7. Возможность сохранения окружающей природной среды. 
План характеристики отрасли промышленности.

Отрасль хозяйства – предприятия и учреждения, удовлетворяющие однородные потребности общества.
  1. Значение отрасли промышленности в народном хозяйстве. Продукция отрасли и её применение. Состав отрасли. 
  2. Технико- экономические особенности отрасли, оказывающие влияние на размещение. 
  3. Формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование. 
  4. Принципы размещения и география отрасли. 
План характеристики отдельного предприятия.

Предприятие – основное звено единого хозяйственного комплекса.
  1. Географическое положение. 
  2. Специализация предприятия, его цехи, их производственные связи. 
  3. Технико- экономические особенности производства (расход сырья, энергии, трудоёмкость). 
  4. Принципы размещения. 
  5. Производственные связи по сырью, топливу и готовой продукции. 
  6. Ведущие профессии. 
  7. Перспективы развития. 
  8. Меры по охране природы. 
План характеристики межотраслевого комплекса.

Межотраслевой комплекс – сочетание отраслей, имеющих устойчивые взаимосвязи и общий конечный результат производства
  1. Состав комплекса. 
  2. Значение и место в хозяйстве страны. 
  3. Формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование. 
  4. Факторы размещения отдельных отраслей межотраслевого комплекса. 
  5. Главные районы производства и потребления продукции. 
  6. Программа развития комплекса. 
План характеристики экономического района.

Экономический район - территория, которая отличается от других специализацией и уровнем комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми
ресурсами.
  1. Экономико- географическое положение района. 
  2. Природные условия и ресурсы района и их хозяйственная оценка, т.е. условия и возможности их рационального использования. 
  3. Трудовые ресурсы и возможности их использования. 
  4. Исторические предпосылки развития хозяйства района. 
  5. Специализация хозяйства, т.е. ведущие отрасли, которые определяют значение района для экономики страны. 
  6. Взаимосвязи отраслей и территории внутри района, формы размещения производства (ТПК, узлов, центров). 
  7. Города. 
  8. Перспективы развития района. 
План характеристики транспортной магистрали.

Магистраль – основная, главная линия в системе какой- нибудь сети (железнодорожной, электрической, телеграфной и т.п.), а также широкая и прямая городская улица.
  1. Название магистрали (какие районы она соединяет). 
  2. Природные условия, влияющие на работу магистрали ( рельеф, крупные реки). 
  3. Важнейшие транспортные узлы и крупнейшие промышленные центры на магистрали. 
  4. Виды и направления перевозимых грузов. 
План характеристики экономико-географического положения района.

Экономико-географическое положение - отношение данного объекта ( промышленного предприятия, города, района) к объектам, находящимся вне его, отказывающим определенное влияние на его
развитие.
  1. Положение района на территории государства ( центральное, окраинное, пограничное и т.д.). 
  2. Экономическое окружение ( соседние районы, пограниные зарубежные государства). 
  3. Положение по отношению к крупным топливно- энергетическим и сырьевым базам страны. 
  4. Положение по отношению к транспортным магистралям. 
  5. Изменения в экономико- географическом положении. 
  6. Выводы о возможном влиянии экономико- географического положения на развитие хозяйства. 
План оценки природных условий для развития сельского хозяйства.

Природные условия – элементы природы, которые непосредственно не участвуют в создании материальных благ.
  1. Рельеф ( применительно к развитию сельского хозяйства). 
  2. Агроклиматические условия ( зона увлажнения, сумма температур воздуха за период с температурой свыше 100 С). 
  3. Возможные хозяйственные мероприятия для их преодоления ( зона орошения или осушения), противоэрозионные мероприятия (мероприятия против овражной сети, закрепление песков и т.п.). 
  4. Почвенно- растительный покров ( природные зоны, почвы). 
  5. Сельскохозяйственная освоенность земель в сравнении с другими районами. 
  6. Производство сельскохозяйственной продукции на 1 га сельхозугодий в сравнении с другими районами. 
  7. Выводы о возможных отраслях сельского хозяйства, которые можно развивать в данных природных условиях. 
План оценки природных ресурсов для нужд промышленности.

Природные ресурсы – все виды природных богатств, используемых в жизни людей для удовлетворения их потребностей.
  1. Энергетическая база ( наличие топливных ресурсов и гидроресурсов) и особенности их размещения. 
  2. Сырьевая база ( наличие рудных, нерудных ископаемых, растительные ресурсы) и особенности её развития. 
  3. Предположения о возможных отраслях промышленности, которые могут развиваться при данном сочетании природных ресурсов. 
План характеристики трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы – всё трудоспособное население страны ( мужчины от 16 лет до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет), а также подростки и лица пенсионного возраста, занятые в производстве.
  1. Численность населения и национальный состав. 
  2. Соотношение городского и сельского населения. 
  3. Особенности размещения городского и сельского населения. Типы населенный пунктов. 
  4. Основніе сдвиги в размещении населения в пределах района. 
  5. Трудовые навіки населения. Обеспеченность района трудовыми ресурсами. 
План характеристики промышленного узла.

Промышленный узел – группа взаимосвязанных промышленных предприятий на определённой территории.
  1. Из каких городов состоит узел? 
  2. Ведущее производство ( отрасли) и условия его развития. 
  3. Значение в хозяйстве райцона и страны. 
План характеристики территориально- производственного комплекса (ТПК).

Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание на определенной территории промышленных предприятий.
  • Географическое положенгие. 
  • Важнейшие промышленные центры. 
  • Отрасли специализации, вспомогательные отрасли. 
  • Факторы, опрежляющие развитие ТПК. 
  • Проблемы охраны природы. 
Оценка природных условий развития транспорта, характеристики его географии.
  1. Рельеф ( преобладающие формы, расчлененност, уклоны). 
  2. Гидрографическая сеть ( полноводность, характер течсения, режим рек, соответствие направления рек с основными грузопотоками). 
  3. Морские бассейны, условия навигации в них. 
  4. Протяженность путей сообщения ( железных, автомобильных дорог) в сравнении с другими районами. 
  5. Густота желехнодорожной сети. 
  6. География тьранспорта района. 
План характеристики отрасли мирового хозяйства
  1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, её отраслевой состав, влияние научно- технической революции (НТР) на её роазвитие. 
  2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. 
  3. Размеры производства продукции с распределением её по главным географическим районам. 
  4. Главные страны- производители. 
  5. Главные районы и центры производства, факторы, обусловившие размещение отраксли именно в этих районах. 
  6. Природохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 
  7. Главные страны ( районы) экспортеры продукции. Главные страны ( райолны) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки. 
  8. Перспективы развития и размещения отрасли. 
План оценки обеспеченности региона различными видами минеральных ресурсов.
  1. Определить по таблице или по карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых для всего мира или данного из регионов. 
  2. Определить размеры годовой добычи ( потребления) данного вида ресурсов. 
  3. Разделить показатель запасов на показатель добычи ( потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его добычи. 
  4. Сделать вывод о ресурсообеспеченности. 
План характеристики отдельной страны.
  1. Основные черты экономико- географического положения. 
  2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. 
  3. Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения. 
  4. Общая характеристика хозяйства. 
  5. Основные черты размещения промышленности. 
  6. Основные черты размещения сельского хозяйства. 
  7. Основные черты размещения транспорта. 
  8. Главные экономические районы. 
  9. Роль и география внешних экономических связей. 
  10. Общий вывод: перспективы развития. 
План характеристики экономико-географического положения страны.
  1. Положение по отношению к соседним странам. 
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морс ким транспортным путям. 
  3. Положение по отношению к главным топливно- сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. 
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 
  5. Изменение экономико- географического положения (ЭГП) во времени. 
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны. 
План характеристики предпосылок для развития промышленности страны (региона).
  1. Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания. 
  2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования. 
  3. Общая оценка природно- ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения её природными ресурсами. 
  4. Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности. 
  5. Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования. 
План характеристики природных условий для сельского хозяйства страны (региона).
  1. Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства. 
  2. Агроклиматическая характеристики территории. 
  3. Почвенно- растительные условия территории. 
  4. Общая характеристика природных предпосылок для развития сельского хозяйства. 
План характеристики населения страны (региона)
  1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 
  2. Возрастно- половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 
  3. Национальный ( этнический) состав населения. 
  4. Социально- классовый состав населения. 
  5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 
  6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 
  7. Сельское расселение. 
  8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченность трудовыми ресурсами. 
План характеристики отрасли промышленности страны (региона).
  1. Значение отрасли и размеры её продукции. 
  2. Природные предпосылки для развития отрасли. 
  3. Структура отрасли. 
  4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты её географии; отраслевые промышленные районы. 
  5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта. 
  6. Общий вывод. Перспективы развития отрасли. 
План характеристики сельского хозяйства страны (региона).
  1. Значение отрасли и размеры продукции. 
  2. Природные предпосылки для развития отрасли. 
  3. Особенности аграрных отношений. 
  4. Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства. 
  5. География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы ( зоны). 
  6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. 
  7. Общий вывод и перспективы развития отрасли. 
Литература.
1. Энциклопедический словарь.. Москва, 1988.
2. Большой справочник школьника, Харьков, ВД «Школа», 2003.
3. Энциклопедический словарь географических терминов, Москва, 1976.
4. Л.А.Ушакова, «Как я учу школьников учиться», журнал «Биология в школе, 1988.
5. Методика обучения географии в средней школе, Москва, 1983.
6. В.П.Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», Москва «Просвещение», 2003
7. Ю.Г.Барышева. «Изучение отраслей промышленности», 2004.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены