РАЗРАБОТКИ
|
Физика и экология
Козаченко Елена Олеговна
учитель физики МБОУ СОШ№18 г. Армавир Краснодарский край ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дала ему от рождения: она приобретается учением. Н.И.Лобачевский Одним из условий реализации экологического образования школьников является информация и пути решения проблем окружающей среды. Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу призвано преподавание школьных естественнонаучных дисциплин, в частности физики. Преподавание физики строится в настоящее время по политехническому принципу: изучаемый материал группируется вокруг приоритетных вопросов технического прогресса (развития энергетики, средств связи, транспорта и др.) Однако современная тенденция гуманитаризации образования диктует необходимость возвращения физике её изначального содержания как науки о природе. Подобную переориентацию может обеспечить экологизация школьной физики, ибо физическое обоснование имеют два взаимосвязанных аспекта проблемы «человек и природа»: энергетически й(рациональное использование природных ресурсов) и природоохранный (метод предотвращения нарушения - вследствие антропогенного воздействия или восстановления природного равновесия. Основоположник, учения о биосфере, академик Вернадский в свое время писал: «Миг планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически и воздушная оболочка планеты, все ее природные воды...». Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающего поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому основному, с экологической точки зрения, требованию. как минимальное потребление материалов и энергии. Учащиеся должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано «экологическое мировоззрение», т.е. сознание приоритетности решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании. Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжен. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач каждого урока. Тем не менее, сложно выкроить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями при условии:
Есть уроки, которые можно целиком посвятить изучению проблем экологии:
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, элективные курсы, факультативные занятия, решение физических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по экологии и т.д. Поскольку на уроках физики большое внимание уделяется решению задач, то будет целесообразно не только обогащать экологическим содержанием условия физических задач, но и привлекать ребят к обсуждению обычных (типовых) задач с точки зрения экологических, таких как рациональное использование природных ресурсов, экологизация сельского хозяйства, промышленности и транспорта. Например, что для земледелия экологически «выгоднее» многоснежная и малоснежная зима? (Многоснежная, так как снег укрывает озимые от вымерзания и при таянье весной хорошо увлажняет почву). Прилипание мокрого снега к проводам линий электропередачи может привести к их обрыву, что создаёт опасность для жизни. Можно ли быстро избавиться от прилипшего снега? (Можно, пропустив кратковременно сильный ток, который расплавит снег). При этом важно укрепить такую жизненную позицию: небрежное, безответственное отношение к природе (включая бытовые «мелочи» - выбрасывание куда попало мусора, и т.д.) безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы обогащает духовный мир человека, возвышает его моральные принципы. Ведь, по словам писателя С.П.Залыгина, «отношение человека к окружающей среде - это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям». ЛИТЕРАТУРА: 1. http://citatu.com.ua/umnye_tsitaty/chelovek_rodilsya_byt_gospodinom/ 2. Журнал "Экология и жизнь". 3. Голубев И.Р. и Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: кн. для учителя. - М.: «Просвещение», 1995.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены