РАЗРАБОТКИ
|
Формирование саморазвивающейся личности на уроках биологии и химии
«Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
М.Скаткин Перспективное развитие современного образования требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. Основной тенденцией изменения приоритетных целей технического и профессионального образования является постановка на первый план задач формирования саморазвивающейся личности как важнейшее условие подготовки компетентного специалиста. Ориентация на личность учащихся определяет и современную концепцию образования. Развивающая среда урока - вот условие формирования саморазвивающейся личности. Каждый студент уникален и неповторим. Хотим мы того или нет, но каждый из них постигает окружающий мир, учится и воспитывается, исходя из своих собственных, индивидуальных интересов и возможностей. Какой же должна быть развивающая среда в классе, чтобы она позволяла каждому учащемуся действовать на основе его интересов и возможностей и тем самым способствовала раскрытию и развитию его индивидуальности? Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения. Сегодня – это интерактивная модель обучения, учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Соответственно цель своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы создать условия для развития каждого учащегося, чтобы каждый студент достиг более высокого уровня обученности, сформировать творческую саморазвивающуюся личность, воспитать будущих граждан Казахстана, специалистов своего дела. В своей педагогической деятельности использую элементы технологий: личностно-ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской, саморазвивающее обучение Г.К.Селевко, известные технологии модульного обучения, разноуровневого обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные, элементы Веб-квест технологии. Изучая и используя различные технологии, пришла к выводу, что только систематическая самостоятельная деятельность учащихся на основе развивающих, разноуровневых заданий формирует у них активную деятельностную позицию. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом занятости в процессе познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В зависимости от целей и задач занятия использую индивидуальную, парную и групповую виды работ, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Нельзя учащимся сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти сами путем собственных внутренних усилий. Развитие способности принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы, ведет по пути саморазвития. Обстановка сотрудничества учителя и ученика в классе учит уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки. В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности учащегося. Наблюдая за выбором детей (что выбирает и почему), выставляя различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один постоянно избегает совместных форм работы в группе, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой студент, решая задачу, часто пользуется карандашом - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения химической или генетической задачи. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари, использует алгоритмы, периодическую таблицу Д.И.Менделеева. Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности химии и биологии. Эти науки включают в себя не только систему знаний, в современных условиях они должны стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания. Эта образовательная сфера базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством. Повышению уровня химико - биологического образования способствует применение современных информационных технологий. Компьютеризация позволяет автоматизировать процессы обучения и контроля знаний, хранить и предоставлять учебную информацию в нужный момент. Молодое поколение и компьютер это связь современной реальности: этим нужно пользоваться, это необходимо учитывать при построении учебного процесса. Учить грамотному, вежливому и содержательному сетевому общению, предметно и наглядно убеждать в фантастической красоте окружающей среды, физических моделей, математических преобразований, химических превращений, биологических закономерностей, поощрять любые попытки самостоятельных аналитических исследований компьютерных образовательных ресурсов. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Это дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования. Это та область, которая увлекает и способствует развитию и ученика и учителя. В рамках декады дисциплин естественно-математического цикла в декабре 2012 года совместно с преподавателями Хабибулиной Ж.Е. и Гавриловой Е.П. проведен открытый интегрированный урок-путешествие предметов химии, биологии и математики по теме «Предельные одноатомные спирты» с элементами технологии Веб-квест. Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
1 станция «ВХОД в ИГРУ» загадка про спирт.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены