РАЗРАБОТКИ
|
Развитие логического и критического мышления на уроках математикиРазвитие логического и критического мышления на уроках математики Попова Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ гимназия №1 г. Липецка В современном мире в международных документах по развитию образования особо выделяется проблема обеспечение высокого уровня естественнонаучной и математической грамотности обучающихся. Эту проблему школьного образования нельзя рассматривать в отрыве от всестороннего развития и воспитания детей. Развитие (как общее развитие интеллекта, так и специальное математическое) включает в себя развитие познавательных способностей, усвоение методов и приёмов творческой познавательной деятельности, овладение методами математического исследования. Развивающая функция всех видов занятий по математике требует, таким образом, выбора содержания, форм и методов обучения, максимально способствующих развитию творческой инициативы, логического мышления, пространственного воображения и других математических способностей школьников. Изучение математики формирует и развивает не только логичность мышления, понимаемую как способность делать правильные (истинные) выводы, на основе правильных (истинных) рассуждений и использовании изначально верной информации, но и другие его качества, например: широту и оригинальность, глубину и критичность. Коснусь ещё одного названного качества мышления – критичности. Оно очень тесно связано с пространственным воображением, то есть умением представить в уме (вообразить) какие-то предметы, фигуры, явления, и при этом увидеть их не только неподвижными, но и в изменении, то есть представить, что произойдёт, если их как-то переместить, повернуть, рассмотреть под другим углом зрения. Эта же способность представить в уме – вообразить – важна и для планирования любой работы, таких действий, чтобы они были наиболее разумными, рациональными и безошибочными. Способность догадываться, на основе этих умственных действий, угадывать заранее результат (то есть предвидеть), способность разумно икать правильный путь в самых запутанных условиях и ситуациях и составляет основу критичности. Ведь критичность мышления – это его способность использовать обобщённые знания, позволяющие исключить изучение и рассмотрение лишнего материала, путём прогнозирования результативных ходов, для скорейшего достижения конечной цели. Для развития логического, критического и творческого мышления применяются определённые приёмы, методы и формы работы. Все эти стороны мышления неразрывно связаны, и трудно выделить специальные приёмы для развития чего-то одного. Для развития пространственных представлений, воображения, логичности и критичности мышления возможно использовать:
Исследования психологов показали, а практика проведения занятий по математике подтвердила, что систематическое, целенаправленное воспитание подвижности, гибкости мышления, настойчивая тренировка процессов перестройки, переключения, использование разнообразных методов обучения даёт положительные результаты и помогает развить гибкость, логичность и критичность мышления, а так же воображение и его образность. Для развития всех сторон мышления необходима каждодневная непрекращающаяся работа учителя и учеников. ЛитератураБутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены