РАЗРАБОТКИ
|
Функция игры в процессе обучения иностранному языку.
Функция игры в процессе обучения иностранному языку.
А.В. Конышев выделяет основные функции игровой деятельности в процессе обучения: - Обобщающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
- Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
- Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
- Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношении, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
В своей работе Е.И. Пассов определяет основные функции использования игры на уроках иностранного языка: - формирование определённых навыков;
- развитие определённых речевых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций,
- познание (в сфере становления собственного языка);
- запоминание речевого материала.
А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: - средство развития мотивационно–потребностной сферы;
- средство познания;
- средство развития умственных действий;
- средство развития произвольного поведения.
Ролевая игра, как реальная ситуация общения имеет огромное значение в обучении иностранному языку. Поэтому следует подробнее рассмотреть функции ролевой игры. - Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра выполняет мотивационно - побудительную функцию. Данный вид игры вызывает потребность в общении на иностранном языке.
- Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной мере определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.
- Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитывается дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, проявить инициативу.
- Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя в позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию
- Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребёнка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. [5:65]
По мнению И.И. Петричука, игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Игра способствует выполнению важных психологических задач: - снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащихся языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Таким образом, игра имеет огромное значение в процессе обучения. Постоянное использование игровых методов на уроках способствует решению многих психолого-педагогических проблем, преодолению трудностей, барьеров, выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, самостоятельности, поднятию самооценки. Игра является одним из самых главных методов обучении, призванным пробудить у учащихся интерес к изучаемому материалу и удержать этот интерес в процессе всего изучения. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Познавательно-развивающие игры
По виду деятельности: - двигательные;
- интеллектуальные;
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
По целям и задачам: - Языковые;
- Речевые;
- Коммуникативные.
По составу участников: - Индивидуальные;
- Парные;
- Коллективные;
- Групповые.
По длительности проведения: - Непродолжительные;
- Продолжительные.
По характеру педагогического процесса: - обучающие;
- тренировочные;
- контролирующие;
- обобщающие;
- развивающие;
По специфике игровой технологии: - Предметные;
- Настольные;
- Комнатные;
- На местности;
- Ролевые;
- Передвижные;
- Имитационные;
- С ТСО, компьютерные.
По степени сложности: По характеру игрового метода: - предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - Абрамова, И.В. Игры на уроке немецкого языка / И.В. Абрамова // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 1. – С. 42-47.
- Аникеев, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеев. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
- Газман, О.С. В школу - с игрой: кн. для учителя / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
- Конышев, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышев. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.- 192 с.
- Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
- Петричук, И.И. Ещё раз об игре / И.И. Петричук // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 2. – С. 37-42.
- Петричук, И. И. Ещё раз об игре / И.И. Петричук // Педагогика. – 2007. - №7.- С. 57-63.
- Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 160 с. (Серия «Игротерапия»)
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. - 9-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с. (620-621стр.) (Серия «Высшее образование».)
- Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: пособие для учителя / М.Ф. Стронин. - Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.В. Эльконин. – М.: Владос, 1999. - 360 с.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|