РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование приёмов здоровьесбережения при обучении учащихся в начальных классах.

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая трудная и важная из всех, стоящих сегодня перед современным учителем. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили уже давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Ведь только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы, быть социально успешным.

Как построить урок с применением здоровьесберегающих технологий? Как сформировать у детей представление о том, что здоровье – это одна из высших социальных ценностей? Вот два вопроса, на которые я стараюсь ответить в своей педагогической деятельности.

Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Ей свойственны следующие дидактические принципы:

  • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением той или иной меры трудности.
  • Ведущая роль теоретических знаний.
  • Быстрый темп прохождения учебного материала.
  • Осознание процесса учения.
  • Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.
Условиями реализации первого принципа дидактической системы Л.В.Занкова является организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить её в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности), поэтому часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Чтобы выдержать на уроке высокий темп работы, и помня о том, что однообразность урока способствует утомлению школьников, подбираю максимальное количество видов учебной деятельности. Это опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач т. д.

Характеристики развивающей системы в определённой степени отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на "зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темп развития, влияние окружающей среды и условий, является важным фактором, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Особенностью дидактической системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как всестороннее развитие личности ребенка, а отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер их заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями.

Соблюдая один из принципов дидактической системы Л.В. Занкова, который предусматривает организацию поисковой деятельности, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее в изучаемой теме, стараюсь урок построить таким образом, чтобы у ребёнка не исчезла заинтересованность в добывании знаний. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Можно добиться ситуации интереса как разными способами, которые прописаны в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (коллизии, проблемное обучение и т.д.), так и собственными изобретёнными формами организации урока и приёмами.

В своём классе каждое утро перед началом занятий провожу гимнастику, которую организуют сами дети под ритмичную музыку.
Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Слова произносятся негромко, но быстро. 

Например: 

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Каждый урок -урок без принуждения, который характеризуется атмосферой доверия, добрыми уважительными отношениями, комфортным психологическим климатом, демократическим стилем общения.

Эмоциональный фон на уроке очень важен. Например, при проверке усвоения учебного материала можно успешно реализовать здоровьесберегающий потенциал урока. 

Если сравнить два начала этапа проверки знаний:

а) … -А сейчас проверим, как вы усвоили материал…

б) ... -Давайте проверим нашу память, быстроту реакции, воображение.

В последнем случае ребёнок «врабатывается» в урок с удовольствием, видя свои успехи, корректность и объективность оценки собственной деятельности со стороны учителя, искреннее уважение и доверие к ученикам.

Стараюсь избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими.

С целью создания ситуации успеха зачастую на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради.

Приемы с элементами соревнования также благотворно влияют на психологическое состояние учащихся. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Практикую нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса), строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Минутки отдыха провожу, учитывая специфику предмета, зачастую это электронные физминутки с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность у детей.

В своей практике использую элементы хромотерапии – лечения цветом. С этой целью на уроке использую карточки, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.

Особое внимание уделяю контролю за состоянием зрительной функции ребенка. В этом мне помогает методика зрительно-координационных тренажей доктора В.Ф.Базарного. Схема-тренажер находится на стене. Обычные круги и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях.
Таким образом, внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, способствует лучшему усвоению ими учебного материала .

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены