РАЗРАБОТКИ
|
Система деятельности по организации условий для развития исследовательских способностей и коммуникативных компетенций учащихся.Современная стратегия модернизации содержания общего образования предлагает обновленный вариант перспективных целей общего образования, условий их достижения, новую направленность содержания образования, и как одно из оснований обновления образования - компетентностный подход. Прекрасным средством, позволяющим изменить структуру, содержание и организацию образовательного процесса является профильное обучение. Оно дает возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения образования, а в конечном итоге позволяет формировать все ключевые компетентности. Более 15 лет я работаю в классах медико – биологического профиля. Развитие творческого потенциала и способностей обучающихся осуществляется через комплекс урочной и внеурочной деятельности по предмету; использование педагогической технологии дебатов как средства создания позитивной воспитательной среды, а также формирования исследовательских способностей и коммуникативных компетенций обучающихся. Система урочной деятельности заключаются в:
В построении процесса обучения отдаю предпочтение интерактивным формам (например, технология дебатов) и рассматриваю их как основу для развития коммуникативной компетентности обучающихся и воспитания. Ежегодно я организую проведение дебатов в 8 – 11 классах. В восьмых и девятых классах, такую форму работы организую один или два раза в год, в десятых и одиннадцатых классах - два или три раза. Это связано с тем, что подготовка дебатов требует серьезной предварительной работы учащихся с дополнительной литературой; учителю необходимо провести консультации для каждой команды; очень важно подготовить весь класс к обсуждению проблемы. Классическая форма проведения дебатов предусматривает организацию занятия по следующим правилам:
Учителю совместно с учащимися очень важно определить тематику дебатов. Обсуждаемые вопросы прежде всего должны быть интересны детям, познавательны, позволяют анализировать нравственные проблемы – это и будет способствовать их воспитанию. В 9 классе можно предложить для обсуждения такие темы, как «Люди, больные СПИДом, нуждаются в нашем внимании и поддержке», «Характер человека передается по наследству». Доминирующей функцией в этом случае будет воспитывающая - оказывает воздействие на личность обучающихся, расширяя кругозор и развивая мышление, творческую активность, речевую культуру, умения и навыки публичного выступления перед аудиторией. В 10 классе обсуждаем более сложные вопросы: « Клонирование – один из перспективных методов биологии», «Смена пола помогает обрести себя, свое собственное я», «Суррогатное материнство – возможность иметь собственного ребенка». Доминирующей функцией при этом, на мой взгляд, является компенсаторная, она приближает учебную деятельность к реальным жизненным ситуациям. С выпускниками стало традицией обсуждать более серьезные вопросы, касающиеся работы медика: «Врач не имеет права на ошибку», «Применение эвтаназии в медицине допустимо». Основной функцией является ориентирующая, которая способствует умению ориентироваться на примере конкретной ситуации и отбирать средства для решения той или иной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Кроме этого, любой будущий врач, прежде всего сам должен иметь определенные убеждения по обсуждаемым вопросам. Тематика и количество проводимых занятий может меняться на основе согласования с учащимися. В процессе учебного общения у школьников появляется и крепнет чувство уважения к другому человеку, к его позиции, мысли, иными словами стимулируется развитие того комплекса чувств, которые в конечном итоге определяют нравственный облик личности. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебная дискуссия во время дебатов, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей. Таким образом, дебаты является эффективным механизмом формирования:
Организованный мною процесс взаимодействия дал положительные результаты: обучающиеся умеют высказать свое суждение, мнение; привести доказательства, обосновать ответ; проявляют разнообразные способы коммуникации, умеют вести поисковую деятельность, выполняя основные правила общения. Таким образом, используя технологию дебатов, мы помогаем детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенным в себе, умеющим общаться с окружающими, способным к самоопределению, саморазвитию, действовать инициативно и направлять эту способность на решение личных задач и задач страны. Литература:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены