РАЗРАБОТКИ
|
Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках культурологической направленностиМ.А. Добровольская «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках культурологической направленности и во внеклассной работе» Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе - Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Моя деятельность заключается в комплексном освоении народного творчества: пения, танца, игры, устного поэтического творчества, так как взаимосвязь этих искусств очень важна в воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре. Знакомство детей с народным творчеством я начинаю с первого класса, так как считаю необходимым донести до сознания детей, что именно они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поэтому я обращаюсь к истокам русской народной культуры, а именно к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Я проделала огромную работу по изучению русского народного творчества, фольклора, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывалось в систему. Для того чтобы познакомить учащихся с народными обычаями и традициями, я веду в школе предметы культурологической направленности. Авторский курс В.А. Леготиной «Традиции и обычаи русского народа» - в основу программы этого курса заложена идея возрождения народной культуры. В наши дни остро ощущается недостаток культуры в окружающей нас жизни, хотя числимся наследниками богатства, накопленного веками. Курс является интегрированным, вбирает в себя элементы истории, литературы, музыки, изобразительного искусства. Принцип историзма позволяет раскрыть закономерность возникновения новых образов, изменения старых представлений о жизни в связи с историческими факторами. Основная цель курса познакомить учащихся с традициями, нравами и обычаями русского народа, найти их место в контексте мировой культуры, подготовит для диалога с другими культурами. Основным методом преподавания курса является метод художественно-педагогической драматургии, который позволяет достичь большего эффекта обучения и воспитания, выполнить проблемные задания, не утрачивая интереса к предмету. Л.А Рапацкая в своей программе по Мировой Художественной Культуре в 5-7 классе даёт возможность познакомиться детям с народными праздниками и обрядами, народным земледельческим календарём, старинными русскими сказками, героями русского искусства. Ребята знакомятся с осенними праздниками: «Покров Пресвятой Богородицы», «Кузьминки», Рождественские и новогодние праздники и обряды: «Святки», «Колядки». Весенний календарь знакомит с «Масленицей», «Пасхой», «Грачевниками». Многие праздники стали хорошей доброй традицией в нашей школе. Авторский спецкурс Г.А. Смирновой «Славянская мифология» позволяет окунуться в фантастический мир старинных славянских легенд и былин. Узнать о славянском пантеоне богов, познакомиться с их именами, узнать о происхождении их любимых сказочных героев. «Где живёт Снегурочка и Дед Мороз», «Почему Леший стал хозяином леса», «Как найти остров Буян» и многое другое. Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие в календарных праздниках. На «Покров Пресвятой Богородицы» мы устраиваем совместный праздник с мамами, «Колядки» с представлением своих колядочных песен, на «Рождественских посиделках» семьи представляют и защищают свои блюда, на «Широкую масленицу» масленичные гуляния на улице и сжигание чучела. Праздник «Масленица» мы отмечаем всей школой, как в старину говорили, всем миром с блинами, песнями, танцами, народными гуляниями. Все эти традиционные праздники посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают смешение как языческих, так и христианских праздников. Подготовка к любому внеклассному мероприятию начинается с изучения темы, которой будет оно посвящено, и сбора необходимого материала, что развивает творческие и исследовательские способности учащихся. Это собирание этнографического материала: колядок, щедровок, народных и рождественских песен, частушек, страданий и другого фольклора, традиций, обычаев. Ни один народный праздник, проводимый мною, не проходит без народной игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны делать их достоянием наших детей. Ведь игра - именно народная - делает ребенка ловким, сильным, смелым, развивает меткость, сообразительность, мышление, приучает к внимательности, а разучивая прибаутки, считалки, скороговорки делает игру более интересной и содержательной. Изучая народный фольклор и народное искусство, дети многое могут узнать о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Опираясь на анализ собственного и передового педагогического опыта, хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным народным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Начиная работать над проблемой использования народных обычаев и традиций, как средства развития творческих способностей учащихся, основанных на активизации художественного воображения, развития ассоциативного мышления, я изучала различные программы и методики. В своей работе я опираюсь на авторскую модель «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодина, на материал о развитии творческих способностей учащихся из научно-методических работ В.Н. Шацкой, Н.Я. Брюсовой «Задачи народного музыкального образования», практикуя формы, приёмы, методы изучения русского фольклора из пособия О.В. Ворошилова, «Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками». Л.С. Куприной, О.А. Будариной, О.А. Маркеевой по воспитанию детей в русских национальных традициях. В практике использую методы и приёмы направленные на развитие творческих способностей учащихся и формирование русской культуры на народных традициях: наглядно-слуховой метод, наглядно - зрительный, словесный, практический. Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр. Поэтому в работе я стараюсь выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Это: урок - путешествие, урок - сказка, урок - экскурсия, урок - прогулка, урок - концерт, интегрированный урок, урок - семинар. Позволяют мне сэкономить время и сделать работу более эффективной средства ИКТ, помогающие осуществить поиск информации, решить большее количество задач на уроке, воспользоваться наглядностью, а также способствующие развитию интереса учащихся к урокам МХК, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания с использованием ИКТ. Кроме коллективной работы на уроке активно использую как индивидуальные, так и групповые виды деятельности учащихся. Мои ученики постоянные участники городского конкурса «Искусство Отечества», дважды становились победителями. Это один из самых любимых и творческих городских конкурсов, где можно показать свои знания по культуре, истории и традициям русского народа. С интересом ребята готовят самостоятельно тематические презентации, рефераты, сообщения, представляя их на учебных занятиях и уроках. Индивидуальные виды деятельности помогают выявить способности детей. Работа в группах позволяет мне больше уделить внимание одарённым детям, которые впоследствии смогут выступать на школьных и городских мероприятиях. Проблему, которую я решаю - найти оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к русскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка. Его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены