РАЗРАБОТКИ
|
«Формирование УУД средствами предметной линии литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС»
Сизова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Черлакская СОШ№2», Омской области, р.п.Черлак, ул. Красноармейская,52 Одной из основных задач современного образования является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Сегодня важно не только научить предметным знаниям, но и научить школьника использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться. В настоящее время необходимо изменить подход в обучении, применяя различные приемы, методы, технологии в обучении. В связи с этим при организации учебного процесса нужно нацелить обучающегося на формирование УУД:
Внесение элементов новизны в учебный процесс при изучении и анализе художественного произведения на уроках литературы способствует достижению целей, ориентированных на высокий предметный результат, на формирование универсальных учебных действий. В основу урока литературы положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство дать оценку или обогатить свой словарный запас, но и находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний с автором, героем. В ходе анализа художественного произведения, анализа действий литературного героя и оценки его поступкам предлагается обучающимся схема «Линия времени»: 5) Я подумал, я понял (вывод, высказывание точки зрения обучающегося, его личное восприятие) Хорошим примером для заполнение данной таблице является произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения на уроке. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование (вопросы анкеты предлагаются за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению. Каждому обучающемуся выдается текст из произведения, предлагается его прочитать, маркируя текст: «v»-это известно; «+»-это интересно, неожиданно; «?»-хотелось бы узнать подробнее, для того чтобы проявить интерес к чтению. Качества литературного героя События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно)
Отношение к долгу «исправный тягловый мужик» «усердно исполнял свои обязанности» Во дворе всегда было чисто, «во всем порядок» Вытащил щенка из реки, принес домой и стал ухаживать за ним «…он сделает, коли обещал» Отношение к добру «славный он был мужик» - Был добрым, не пил, не дрался. Раз спас щенка и выходил его – значит, очень добрый - противоречие -сначала спас Муму, а затем сам и утопил Отношение ко злу - - Поймал воров, «стукнул их друг о дружку лбами», не любил пьяных. Мирный нрав Герасима. - Отношение к любви - - Полюбил Татьяну «любил её без памяти» предал любовь собаки Бережное отношение к природе Любил землю Ухаживал за лошадьми + Работает за четверых» на свей родной земле При чтении дома обучающийся определяет действия героя, сравнивает с предполагаемыми действиями современного человека-сверстника литературному герою и высказывает свое личное отношение к действиям, к поступкам герою. При анализе в классе обучающийся включается в беседу, проводит аналогию между героем и собой, школьники определяют отрицательный этот герой или положительный, тем самым получается полная сравнительная характеристика, в ходе решения которой ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Именно обучающиеся ищут совпадения/несовпадения мнений, позиций. Ученик учится отстаивать собственное мнение, вести грамотную дискуссию, приобретать коммуникативные, регулятивные навыки. А учитель достигает своей цели - произведение прочитано и проанализировано. В процессе такой работы формируется личность ребенка через постижение своего образа мысли, образа жизни, образа мира, образа своего поведения, образа своего «я». Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия- научиться. Сущность использования данного приема заключается в возможности реализации УУД и личностного результата у обучающихся и готовности ученика как социального исследователя, организатора, участника коммуникаций, субъекта принятия способа решений. На этапе закрепления изученного обучающимся предлагается заполнение таблицы «Знаю, умею». ( - ) Я знаю (+)
Применяя форму работы на уроке схему «Линия времени», карту «Зеркало героя», позволяют активизировать творческую деятельность учащихся, целью которой является выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности, направленной на освоение предметных , метапредметных и личностных результатов при изучении литературы, а также на формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие развитие качеств гражданина.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены