РАЗРАБОТКИ
|
Развитие рефлексии младших школьниковСовременный учитель сегодня владеет организационными формами диагностической работы с учащимися (беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия), знает технологии их проведения. В педагогической практике существует потребность в развитии рефлексивных способностей учащихся. В течение 15 лет работы с младшими школьниками я использую диагностику на различных этапах урока при создании мотивации, постановке учебной задачи, организации деятельности по ее решению и контролю. Выстраивая собственную педагогическую деятельность, ищу свой стиль, который основан на постоянном самоанализе деятельности, так как самоанализ и рефлексия – главное в работе учителя. Работая с младшими школьниками, стремлюсь создать условия для формирования у учащихся умения учить самого себя, проявления интереса к самоизменению. Благодаря рефлексии, ученик может вычленить способ решения той или иной задачи и использовать его в новой, незнакомой для него ситуации. Младшие школьники редко ощущают необходимость переосмысления своих действий для придания им новых форм – именно такое переосмысление ряд ученых называет рефлексией. Речь идет о необходимости специальной организации процесса рефлексии у учащихся в ходе учебной деятельности. «Мягкий» (гибкий) контроль со стороны учителя предполагает постоянное отслеживание хода выполнения учебных действий, коррекцию целей и изменение способов совместной работы с учащимися. Наиболее приемлемой формой для развития рефлексии считаю опережающий контроль, в котором действия, организованные для решения поставленной задачи, предотвращают возможные ошибки. Опережающий контроль основывается на словесно-логическом мышлении, на действиях планирования, анализа и синтеза «в уме» на высоком уровне развития рефлексивного мышления. Основными формами опережающего контроля являются взаимоконтроль и самоконтроль, где помощь взрослого не предусматривается. При проведении рефлексивных занятий организую самостоятельную работу учащихся на уроках в парах (при взаимоконтроле), исхожу из принципа психологической и гуманной совместимости. Именно в ходе такой работы происходит взаимообогащение знаниями, развитие мышления. Каждый ученик продвигается в обучении согласно «зоне ближайшего развития мышления», в индивидуальном темпе. Диагностическое обследование орфографических умений учащихся провожу в виде диагностического диктанта или диагностической работы, когда учащиеся, выполнив грамматические задания, самостоятельно проверяют себя, определяя, сколько ошибок допустил каждый. Работая в малых группах, учащиеся формулируют основное правило, думают над тем, в чем проблема и как ее решить. От групп выступает один ученик с защитой мини-проекта «Безударная гласная», возможно использование листов контроля и самоконтроля. На заключительном этапе урока провожу рефлексивную минутку, которая дополняется устным или письменным анализом работы. Контроль и оценка в начальной школе, кроме социальной и образовательной функций, имеет еще важнейшие воспитательные функции – формирование положительных мотивов учения и готовности к рефлексии, эмоциональные функции, которые проявляются в том, что любой вид оценки создает соответствующий эмоциональный фон и вызывает определенную реакцию у ученика. Информационная функция дает возможность проанализировать причины ошибок, неудач в учебе и наметить конкретные пути улучшения. Также важна функция управления для развития рефлексии школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность. Учителю эта функция помогает выявить проблемы и трудности своей педагогической деятельности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Топ-10 ошибок в воспитании, которые совершают многие родители Развитие речи у детей в возрасте от 1,5 месяцев до 3 лет Контроль родителями домашнего задания в начальной школе Как помочь школьнику организовать дистанционное обучение? Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены