РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие рефлексии младших школьников

Современный учитель сегодня владеет организационными формами диагностической работы с учащимися (беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия), знает технологии их проведения.

В педагогической практике существует потребность в развитии рефлексивных способностей учащихся.

В течение 15 лет работы с младшими школьниками я использую диагностику на различных этапах урока при создании мотивации, постановке учебной задачи, организации деятельности по ее решению и контролю. Выстраивая собственную педагогическую деятельность, ищу свой стиль, который основан на постоянном самоанализе деятельности, так как самоанализ и рефлексия – главное в работе учителя.

Работая с младшими школьниками, стремлюсь создать условия для формирования у учащихся умения учить самого себя, проявления интереса к самоизменению. Благодаря рефлексии, ученик может вычленить способ решения той или иной задачи и использовать его в новой, незнакомой для него ситуации.

Младшие школьники редко ощущают необходимость переосмысления своих действий для придания им новых форм – именно такое переосмысление ряд ученых называет рефлексией. Речь идет о необходимости специальной организации процесса рефлексии у учащихся в ходе учебной деятельности.

«Мягкий» (гибкий) контроль со стороны учителя предполагает постоянное отслеживание хода выполнения учебных действий, коррекцию целей и изменение способов совместной работы с учащимися.

Наиболее приемлемой формой для развития рефлексии считаю опережающий контроль, в котором действия, организованные для решения поставленной задачи, предотвращают возможные ошибки. Опережающий контроль основывается на словесно-логическом мышлении, на действиях планирования, анализа и синтеза «в уме» на высоком уровне развития рефлексивного мышления. Основными формами опережающего контроля являются взаимоконтроль и самоконтроль, где помощь взрослого не предусматривается.
Обучая детей в начальной школе, я ставлю цели – пробудить у них внутреннюю потребность в обучении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.

При проведении рефлексивных занятий организую самостоятельную работу учащихся на уроках в парах (при взаимоконтроле), исхожу из принципа психологической и гуманной совместимости.

Именно в ходе такой работы происходит взаимообогащение знаниями, развитие мышления. Каждый ученик продвигается в обучении согласно «зоне ближайшего развития мышления», в индивидуальном темпе.

Диагностическое обследование орфографических умений учащихся провожу в виде диагностического диктанта или диагностической работы, когда учащиеся, выполнив грамматические задания, самостоятельно проверяют себя, определяя, сколько ошибок допустил каждый.

Работая в малых группах, учащиеся формулируют основное правило, думают над тем, в чем проблема и как ее решить. От групп выступает один ученик с защитой мини-проекта «Безударная гласная», возможно использование листов контроля и самоконтроля. На заключительном этапе урока провожу рефлексивную минутку, которая дополняется устным или письменным анализом работы.
Необходимость обратиться к проблеме рефлексивной деятельности младших школьников возникла потому, что именно на начальной стадии обучения определяется направление развития личности, формируются начальные навыки рефлексии. Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях контроля и самоконтроля. Система контроля и оценки не может ограничиваться целью проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе, кроме социальной и образовательной функций, имеет еще важнейшие воспитательные функции – формирование положительных мотивов учения и готовности к рефлексии, эмоциональные функции, которые проявляются в том, что любой вид оценки создает соответствующий эмоциональный фон и вызывает определенную реакцию у ученика. Информационная функция дает возможность проанализировать причины ошибок, неудач в учебе и наметить конкретные пути улучшения.

Также важна функция управления для развития рефлексии школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность. Учителю эта функция помогает выявить проблемы и трудности своей педагогической деятельности.
Считаю, что формирование рефлексии младших школьников возможно, если учитель совместно с учащимися будет организатором рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке, и при этом будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены