РАЗРАБОТКИ
|
«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
города Нижнего Новгорода
«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики»
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.
Задача учителя научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу это значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Учебные задания курса математики Истоминой Н.Б., по которому мы работаем, (УМК «Гармония») сформулированы таким образом, что побуждают детей рассуждать, строить высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи, то есть создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Я подобрала и сгруппировала занимательный дидактический материал для уроков математики в 1 -4 классах. Материал соответствует основным требованиям ФГОС в начальной школе. Мною рассматриваются такие темы как пространственные представления, порядок возрастания и убывания, сложение и вычитание, деление и умножение, нумерация многозначных чисел, действия с многозначными числами, задачи на движение, нахождение периметра и площади, задачи с дробями, решение логических задач и нестандартных примеров. В своей работе я использую приёмы педагогической техники, обеспечивающие полноценную учебную деятельность учащихся. Это стимулирование познавательной деятельности и игровая учебная деятельность. Поддерживать и развивать интерес к учёбе мне помогают нетрадиционные задачи, задания на смекалку. Я сделала подборку задач Григория Остера.
Например:
Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются. Поэтому я всегда предлагаю детям для решения такие задачи. Например: Пять зелёных лягушат На песочке в ряд лежат. Одному из пяти братцев Захотелось искупаться. Остальным же неохота Возвращаться вновь в болото. – Сколько лягушат осталось лежать на песке? (4) Назову я вам число, Всем известное оно. Попрошу вас не зевать «Соседей» у числа назвать.У 4? У 7? У 6? Малыши оживляются, у всех на лицах улыбки, каждый спешит сообщить ответ. Задачи в стихах можно использовать в любом классе, если они соответствуют уровню знаний учащихся. 1. Задали детям в школе урок: Прыгают в поле сорок сорок,
Десять взлетели, Сели на ели. Сколько осталось в поле сорок? 2. Я, Сережа, Коля, Ванда —
Волейбольная команда. Женя с Игорем пока — Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько нас получится? 3. К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по три морковки съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? Часто в своей работе использую задания на смекалку.
Чтобы повысить интерес к учебному материалу применяю приём «Путешествие в прошлое» С целью поддержания интереса к учёбе я использую приём «Лови ошибку!» Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Как только произношу нечто, что может вызвать у учеников сомнение, взметается вверх рука и следует реплика: « А я не верю! Докажите, что…» Это действует Фома Неверующий. Планируя ошибку, планирую, и её убедительность. Я считаю, что есть смысл учителю делать ошибки в ошибко - опасных местах. Например: 2 + 2 * 2 = 8
Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет 6. Это задание можно выполнять в форме групповой работы. Ребята ищут ошибку, спорят, совещаются.…Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Учу детей мгновенно реагировать на ошибки. За внимание и вдумчивость поощряю учащихся и в качестве награды использую «переходящую почётную шляпу Фомы Неверующего». Для младшего школьного возраста наряду с учебной деятельностью ведущей так же является и игровая деятельность. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет не кто. Игровая учебная деятельность способна увлечь, поставить детей в активную позицию. На этапе актуализация опорных знаний предлагаю детям игру. При изучении темы: Воспроизведение последовательности чисел от 0 до 10 в порядке возрастания и убывания, начиная с любого числа, через одно число, через два числа. С детьми мы играем в игру «Путешествие по городам». На доске записаны числа от 0 до 10, рядом с каждым числом указано название города. По указанию учителя дети называют числа, например, через одно от 0 до 10. Вызванный к доске ученик проводит линию (прокладывает маршрут путешествия). Аналогично называются числа через два от одного, двух или трех. В трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия на помощь приходят математические цепочки, особенно, если это красочно оформлено на новой интерактивной доске. Детям нравятся всевозможные упражнения и игры с геометрическими фигурами: определи количество фигур, сравни их количество, составь похожий рисунок по предложенному образцу. Игровые задания способствуют не только формированию вычислительных навыков, но и развивают внимание, логическое мышление, способствуют развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях. Благодаря приёмам обратной связи я отслеживаю настроение учеников, степень их заинтересованности. О своём эмоциональном состоянии ученики сигнализируют мне с помощью карточек со стилизованными рисунками. Иногда этим же приёмом я и заканчиваю урок. Если улыбок стало больше, значит, урок удался! Свое выступление я хотела бы закончить словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Список литературы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены