РАЗРАБОТКИ
|
Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся"Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем обучения. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. В этом, как показало изучение опыта, многие учителя затрудняются. Поэтому действуют интуитивно, принимая хорошую учебу детей за высокий уровень их познавательной активности, что не всегда отвечает действительности( успеваемость лишь один из признаков познавательной активности, но не единственный).Бывает так, что школьник хорошо учится, а уровень его познавательной активности не высок. В классе есть ученик ( Миретин Дима), который очень аккуратно пишет, хорошо читает, но на уроках старается больше отсидеться молча, сам никогда не проявит инициативу ответить на вопросы, выйти к доске. Его постоянно приходиться « шевелить» на уроках. Я поощряю тех детей, которые активны на уроке, хотя не всегда правильно отвечают на вопрос, решают примеры. Добиваюсь , чтобы они доказывали правильность своего ответа, и после обсуждения, они часто сами находят свои ошибки. К таким ученикам относятся Фролов Миша, Спиридонова Диана. Внешняя активность младшего школьника на уроке ( вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т.д) также не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать , что для поведения детей этого возраста характерна подвижность , импульсивность , преобладание процесса возбуждения над торможением. В классе есть дети , которые почти всегда в заторможенном состоянии – это Каширские Ваня и Саша, Хочиева Саглара, Авдеев Андрей. А Очиров Саша, Кудаев Максим, Каракозов Олег- эти ученики постоянно в возбуждении. Моя задача, как учителя , одних расшевелить, других успокоить, но, чтобы и те и другие были активны в познавательной деятельности. Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает школьников Поэтому задача учителя – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Так, например, при изучении темы «Ударения» важно показать детям, что знать этот материал необходимо для того , чтобы правильно произносить слова, безошибочно писать в них безударные и ударные орфограммы. Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения. Познавательные задачи стараюсь ставить на всех уроках . Для этого использую методический аппарат учебников , не упуская из виду вопросы , направленные на выработку умения рассуждать, сравнивать, оценивать, сопоставлять. Занимательность на уроках математики.
Одним из средств развития у учащихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность .Я использую различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи- шутки, задачи-смекалки, задачи-головоломки, ребусы. Занимательный материал можно использовать на разных этапах усвоения материала. Использование его оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока.. При ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковым значением чисел использую иллюстрацию к сказкам «Терем-теремок», «Рукавичка», «Репка». «Колобок.(слайд) Учащиеся вспоминают содержание сказки и отвечают на вопросы: кто первым пришел к теремку? Кто пришел вслед за лягушкой? Сколько всего стало жить в теремке?
При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав десятка чисел. Здесь я предлагаю детям такие игры: «Угадай-ка», « Открой форточку», «Лесенка» и другие.(слайд). В игре «Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит , например, число 8 (4+4,5+3,6+2).Выигрывает тот, кто назовет или напишет наибольшее число случаев. Игра «Эстафета» может быть проведена в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам предлагается одновременно записать все случаи состав числа 10. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание Эта игра еще и развивает чувство коллективизма и ответственности перед товарищами. Необходимо добиваться, чтобы во время игры работали все ученики. Учащиеся с желанием решают задачи –стихи (слайд): Смысл основных единиц измерения времени целесообразно выяснить с помощью загадок: Практика убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь учителю в привитии интереса к математике. Уже в период обучении грамоте используются загадки, занимательные стихи, задания в игровой форме. К примеру, прежде чем выделить звуки т и т* из исходных слов кот , котик, я загадываю загадку: « Мягкие лапки, в лапках царапки», для звука к : «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»- замок. Такой занимательный материал используется для выработки навыков правильного произношения звуков Г,Ж,Ш,Ч,Щ, и др. Например: Кто не хочет быть грязнушей, В небе тучи, в небе тучи. При изучении предлогов предлагается назвать слово, одинаковые по произношению, но разные по написанию.
Занимательные стихи помогают учащимся усвоить правильное произношение отдельных слов. Например:
Уроки по окружающему миру направлены на формирование у учащихся экологической культуры. В частности , рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. В основе методики преподавания курса лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводят ролевые и дидактические игры. Предусматриваются и экскурсии. На каждом уроке учащиеся работают в рабочих тетрадях, где дописывают определения, выполняют различные творческие задания , отгадывают загадки, сами придумывают их, разукрашивают картинки, отгадывают ребусы. Мои ученики очень любят работать по тестам . Каждый урок начинается с этой работы ( один из видов контроля). Учитель начальных классов Андросова Н.А.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены