РАЗРАБОТКИ
|
Дети любят учитьсяУчитель-новатор С.Н. Лысенкова обратила внимание коллег на парадокс: дети любят учиться. Парадоксом стала эта фраза из-за слова, которое мы в своей взрослой суете забыли. Забыли... Забыли о том, что ребенок любит учиться хорошо. "Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха", - писал В.А.Сухомлинский. Что же зачастую видим мы в реальности? Еще на начальном этапе обучения не всегда удается создать ситуацию успеха для каждого ученика. А она нужна прежде всего для тех ребят, которые не успевают со всеми: сегодня, завтра он просто не успевает, а послезавтра при отсутствии ситуации успеха он обрастает комплексами и перестает учиться. И это закономерно, ведь ребенок любит учиться хорошо. Как же сделать так, чтобы маленькое слово "хорошо" не исчезло в учебно-воспитательном процессе? Каждый ответит на этот непростой вопрос по-своему. Хотелось бы предложить, конечно же, субъективные и далеко не бесспорные размышления об этом, сложившиеся из опыта работы . Одним из кризисных явлений современного образования является противоречие между необходимостью всё время увеличивать объём информации и возможностями человека в её усвоении. Научно-технический прогресс, захватывающий всё больше и больше областей человеческой деятельности, требует от современного человека всё увеличивающегося объёма знаний и умений, и поэтому возникает естественная потребность в значительном увеличении объёма информации, включаемой в содержание образования. В то же время возможности человека в усвоении информации хотя и растут, но неизмеримо в меньшей степени. Это противоречие получило форму так называемой перегрузки учащихся, ведущей к ослаблению их здоровья. Так, по данным кафедры медико-биологических знаний БГПУ, среди учащихся среднего звена в г. Уфе 40% ребят страдает неврозами, из 20 процентов – дидактогенными. Из старшеклассников абсолютно здоровы лишь 20-25 % детей. Таким образом, борьба с перегрузкой учащихся - одна из важнейших задач, которую нужно решать путём совершенствования образовательных технологий . В основу системы положены основные принципы укрупнения дидактических единиц:
В этом случае последовательное структуирование учебного материала заменяется усвоением «пучками», когда одновременно усваивается несколько однородных понятий. Подачу материала «по капельке» можно сравнить с таким показом картины, когда сегодня мы знакомимся с правым верхнем углом произведения живописи, через два дня – с левым и т.д. параллельная ж подача материала – это одновременное знакомство со всей картиной. Одной из главных особенностей работы с ОК является чёткая, строго определённая организация учебной деятельности учащихся. Иначе говоря, структура изучения каждой темы неизменна. Начинается эта работа с «выведения» или «рождения» опорного конспекта (ОК). Он появляется с процессе решения познавательных задач проблемного характера, наблюдений эксперимента. Заканчивается выведение опорного конспекта общим его объяснением. Мы объяснили тему. Это знание еще наше, оно не стало достоянием ученика. Здесь наступает время следующего этапа – внутреннего проговаривания: ученик пытается воспроизвести объяснение учителя «про себя». Далее выясняем, что не понятно, и наступает время следующего этапа – проговаривания внешнего. Его проводим по-разному (чаще всего – работа 1-2, 2-1, ответ вслух по очереди или ответ 2-3 учеников у доски.) Такова структура подачи материала. Что это даёт практически? Результатов работы с ОК много и хороших, и нехороших тоже. Начнём с недостатка. А состоит он в том , что структура изучения темы, о которой я подробно рассказывалось , одинакова во всех классах , для всех учебных тем. И в 5, и в 9-ом классах, и при изучении орфографической темы , и при изучении морфологической темы структура изучения учебного материала одна и та же. Тем самым нарушается принцип развития, ибо структура организации ученого материала должна соответствовать типологическим (возрастным) особенностям учащихся. Ясно, что эти особенности у младших подростков и у юношеского возраста разные, но этот серьёзный недостаток вполне преодолим. Достаточно, как нам кажется, дифференцировать время на каждую структурную единицу изучения материала. Снимает остроту проблемы и начальное «выведение» ОК. Положительных результатов работы с ОК гораздо больше. Прежде всего, для большинства ребят урок превращается из повинности в момент интеллектуального наслаждения. Другим важным итогом работы является развитие речи учащихся за счёт увеличения времени активной устной речи. Ведь среднее время этого важного вида деятельности для каждого ученика в течение 6 уроков – 2 минуты. Найти путь к увеличению этого времени – значит решить одну из важнейших педагогических проблем. Исследуя ряд психолого-педагогической, методической литературы, опираясь на опыт учителей и свой личный, могу сделать следующие выводы о положительных сторонах используемой системы:
В последнее время технологию укрупнённых дидактических единиц на основе опорных конспектов органично дополняют информационно-коммуникативные технологии. В данный момент нами разработано интерактивное учебное пособие по русскому языку, получившее положительные отзывы петербургского методического издания «Завуч». При создании пособия учитывались все требования, предъявляемые к первичному «выведению» ОК.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены