РАЗРАБОТКИ
|
Статья "Семантика неопределенно-личных предложений в творчестве М.А.Булгакова"Семантика неопределенно-личных предложений в творчестве М.А.Булгакова.
Меня как учителя литературы давно интересует вопрос: почему в произведениях М.А. Булгакова так часто встречаются неопределенно-личные предложения. В своей работе «Неопределённо-личные предложения и его подразумеваемый объект», включённой в сборник статей «Современный русский язык» (2012г.), Е.В. Падучева подчеркнула эту авторскую особенность. Есть предположение, что неопределённо-личные предложения несут в произведениях М.А.Булгакова определенную семантическую и синтаксическую нагрузку. Попытаемся выявить частотность употребления и семантико-стилистические функции данного типа односоставных предложений в произведениях «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Семантика неопределенно-личных предложений отвлеченная, она предполагает, что за действиями непосредственного исполнителя (даже когда он один) стоит коллективная организация. В таких предложениях может подразумеваться как одно действующее лицо, так и несколько лиц, множество. Действующим лицом может быть и сам говорящий, который старается «скрыться» под неопределенно-личной формой. Возможности использования односоставных неопределенно-личных предложений обусловлены особенностями их грамматической семантики. Предложения такого типа нужны для обозначения проявлений человеческой деятельности без указаний субъекта. Чаще всего это ненужно или невозможно. Семантика такого рода предложений значительно шире. Употребляя их, можно проследить, что за действиями определенного исполнителя подразумевается группа лиц, организация. В анализируемых произведениях «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца» Автор очень часто использовал неопределенно-личные предложения. М.А.Булгаков был вынужден «прятать» открытый вызов власти за грамматическую конструкцию такого типа предложений. Таким образом, наблюдая за языковым материалом перечисленных выше произведений, по способу выражения сказуемого можно выделить три группы неопределенно-личных предложений:
В.А. Варламов, известный публицист, писал о Булгакове: «Важно подчеркнуть, что Булгаков, хоть и упрощал в своих произведениях некоторые противоречия жизни, однако не лицемерил. Он писал не как сторонний наблюдатель, хладнокровно фиксирующий симптомы жизни и смерти, но как человек, вынужденно или добровольно связавший судьбу страны со своей судьбой. Уже в московских сатирических повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» автор вырабатывает свой оригинальный стиль. Здесь приближающийся к литературной норме текст сочетается с комическим просторечием или «канцеляритом» определённых персонажей. В результате рождаются комические фразы, которые запоминаются сочетанием несочетаемого и раскрывают уровень интеллектуального развития тех, кто претендует на власть. Недаром писатель с грустью, но не без гордости говорил в знаменитом письме правительству: «Михаил Булгаков стал сатириком и как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР абсолютно немыслима». Булгаковское творчество было остро актуальным, затрагивающим самые болевые точки современной ему жизни. Автор был вынужден «прятать» открытый вызов власти за грамматическую конструкцию неопределенно-личных предложений. Список использованной литературы: 1. Бабайцева В.В., Современный русский язык. Часть 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.:Просвещение, - 1981. 2. Варламов А.Н. Михаил Булгаков. М.: Молодая гвардия. 2008. 3. Е.В. Падучева. Современный русский язык. 2012.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены