РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская работа "Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся при обучении математике"Тема: «Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся при обучении математике».
1. Краткая справка. 1.1 Актуальность1.2 Ожидаемые результаты 2. Описание проекта 2.1. Программа выполнения работ по проекту (определение этапов, сроки выполнения)2.2 Научно-методическое обеспечение. 1.1. Актуальность. В стране происходит бурное развитие науки, техники, искусства. В этих условиях, знания, приобретенные в школе, быстро устаревают. Чтобы не отстать от жизни, активно участвовать в научно-техническом прогрессе человеку приходится и по окончанию школы, на протяжении всей дальнейшей жизнедеятельности постоянно обновлять свои знания. Основы общего образования учащиеся получают в процессе систематического школьного обучения. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Важнейшими задачами школы в связи с этим становятся формирование у всех учащихся устойчивой потребности в расширении и углублении своих знаний. Успешное решение этих задач необходимо не только для подготовки к будущим занятиям самообразованием по окончании школы в течение всей последующей жизни, но и для совершенствования сегодняшнего учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний, формирование приемов учебной деятельности. Содержание обучения с переходом из класса в класс усложняется, и для усвоения более сложного содержания, как по структуре, так и по уровню обобщения требуется выполнять все более сложные учебные действия. И если учащихся таким действиям не учат, то возникает несоответствие знаний и действий, в котором лежит одна из причин нарастания у школьников трудностей в учебной деятельности. Чтобы установить нарушаемое единство содержательной и процессуальной сторон обучения, необходимо обучать учащихся приемам учебной деятельности: более сложным задачам должны соответствовать более рациональные способы действий по их усвоению. Проблема усвоения учащимися приемов учебной деятельности осознается в теории и должна реализовываться на практике, как необходимость всеобщего развития способностей всех детей и создания ситуации успеха для каждого ученика. Проблема.
Предмет: развитие приемов учебной деятельности учащихся Предмет исследования. Содержание, формы, педагогические технологии, методика работы с учащимися, имеющими разную степень обученности Цель Влияние приемов учебной деятельности на степень обученности учащихся и выявление сложностей при отработке вычислительных навыков учащихся Задачи
Возможно соответствие знаний и действий учащихся для решения трудностей в учебном процессе. Методы
1.2. Ожидаемые результаты (Результативность работы): В условиях класса со смешанным типом способностей, организовывается контроль за усвоением приемов учебной деятельности на разных уровнях усвоения предмета, развитием познавательной деятельности учащихся разного уровня подготовки по направлениям:
Научно-методическое обеспечение проекта.
Проект написан на основе изучения вопросов возрастной педагогической психологии, психодиагностикой работы по изучению особенностей личностного развития учащихся .
Проект обеспечен необходимым психологическим инструментом, стимулирующим материалом, который соответствует возрастным особенностям учащихся. Участники: учащиеся 8 классов
Руководитель исследования: Кропотина Г Н
Опытно – эксперементальная работа и ее результаты ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Владение системой приемов учебной деятельности называют умением учиться. При этом учащийся не просто овладевает некоторыми умениями и навыками, он учится из многих способов деятельности выбирать наиболее подходящие для данной ситуации. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика.
Продвижение учащихся по уровням образования способствует систематическая работа по формированию у них приемов учебной деятельности. Прием учебной деятельности определяется как система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач. Степень овладения учащимися приемов учебной деятельности характеризуется терминами «умение» и «навык», что отражает разный уровень сформированности приема. Первый уровень – умение - это способность ученика выполнить действия в составе приема, зная способ их выполнения, под активным контролем внимания. Второй уровень – навык - это способность ученика выполнить действия в составе приема быстро, автоматизировано. Третий уровень – применение усвоенного приема и усвоение учебного предмета. А это средство для решения многих других задач. Если в обучении математике не выделяется такое дидактическое звено, как формирование приемов учебной деятельности учащихся, то они недостаточно используются как необходимая опора для формирования умений и навыков. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика. В настоящее время получает распространение в практике такая форма проверки знаний, как тестирование. С помощью тестов, по мнению многих, можно более эффективно проверить уровень сформированности определенных видов деятельности и, исходя из результатов, использовать затем такие методы обучения, которые способствуют переходу учащихся от низкого уровня обученности к более высокому. Но если ученик слабо владеет приемами учебной деятельности, то уровень усвоения предмета с помощью теста будет низким. И надо заметить, что в школьной программе нет контрольных заданий в тестовом варианте. Для каждого уровня усвоения предмета, мы предлагаем варианты разноуровневых заданий, имеющихся в учебнике и в дидактических материалах, которые заранее помечены знаками. Имея тестовое задание и несколько ответов к нему, все ли ученики будет прорешивать его, или ставить ответ наугад? Эффективность учебной деятельности ученика зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это то, чего достиг ученик, и то, к чему он стремится. Самооценка, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как происходит процесс развития личности под влиянием учебной деятельности. С возрастом у слабоуспевающих учащихся нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному уровню притязаний. Большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ученик постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Таким учащимся нужна помощь и индивидуальный подход со стороны взрослых, необходимы похвала, поддержка, комплименты, что повышает уровень притязаний ученика и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи. С этой целью
Полная комплексная диагностика учащихся проводилась по параметрам:
Проверялись: познавательная активность, интеллектуальное мышление учащихся, творческий потенциал: логическое мышление, внимание, зрительная память, слуховая память, так как развитие способностей учащихся связано с развитием психики, с особенностями переработки информации и принятия решений. Наблюдать за учениками этой параллели начала с 5 класса. Дети одного и того же класса отличались друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учебе, складу характера, степени усвоения изученного материала. Больше всего волновали те ученики, которые по каким-то причинам не могли справиться с выполнением домашнего задания, заучиванием правил и их применением. Первые два года (5-6 классы) посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, диагностике результатов обучения, накапливаю материал для включения учащихся в дифференцированную работу.
С целью выявления познавательной активности учащихся при изучении математики была предложена анкета (см Приложение 1). Анкета проводилась в начале учебного года в 7 классе. Результаты анкетирования показывают, что математика, как предмет, учащимся нравится, но объяснить почему, многие не могут. Хотя, знают, что
С-1 67% родителей применяют математику в работе;
С-2 57% учащихся отметили, что математика дается им легко, а 43% заучивают или с трудом усваивают.
С-3 60% отметили, что любят этот предмет и занимаются с увлечением, 40% - чтобы получить хорошую оценку, или чтобы не ругали дома, и есть те, кто не хочет ее вообще учить.
С-4 62% любят решать упражнения и примеры, с трудом могут решать задачи -7%, 31% примеры и задачи.
С-5 Познавательная активность учащихся показала степень: высокую – 6%, среднюю - 52%, низкую - 42%.
С-6 Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки, так как существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Определение уровня самооценки показал, что высокую самооценку имеют 25% учащихся, нормальную 27% и низкую 48% учащихся. С возрастом, особенно у слабоуспевающих учащихся возрастает тенденция к недооценке своих возможностей, что влечет к неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному уровню притязаний.
С-7. Для понимания воздействия упражнений на мозг человека, необходимо разобраться в таких понятиях как: функциональная асимметрия полушарий и межполушарное взаимодействие. Правое – гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое, равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного п/ш другим.
Диагностика показала, что 34% учащихся - левополушарные. Легко справляются с письменными заданиями, тестами; любят работать индивидуально. Хорошо запоминают материал абстрактно-логического содержания (доказательства, выводы), особенно на слух, хорошо перерабатываю информацию. 47% - правополушарные. Воспринимают материал зрительно, целиком, но медленно перерабатывают информацию, при восприятии на слух делают больше ошибок, то есть сразу повторить новое не могут. Им необходимы задания в схемах, таблицы, карточки, алгоритмы выполнения заданий, презентации на уроке, работа в группах, парах, предпочитают устные ответы, чем письменные. Необходима помощь со стороны учителя. Равнополушарные – 19%. Познавательная активность поверхностная. Начатое дело не доводят до конца. Среди них бывают гении.
С – 8. Чтобы правильно оценить умственную деятельность ученика, необходимо исходить из современных данных о мышлении как о разных способах отражения мира с помощью анализа, сравнения, обобщения. Предметно-действенное 13%, наглядно- образное 62% и словесно- логическое - 17% (могут сформулировать вывод) ; абстрактно-символическое мышление 12%.(усваивают информацию с помощью формул, математических операций) С – 9. Так что же такое темперамент? Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни. Ранжирование показало, что 43% сангвиники, 35% холерики, и 22% флегматики. Это личностные, а не умственные способности. Холерикам необходима постоянная смена действий, они не могут долго выполнять одну и ту же работу, сангвиники быстро остывают, теряют интерес к тому, что совсем недавно его волновало, умственная работа их быстро утомляет, флегматики очень медленно настраиваются на работу Результаты анкетирования заносились в диагностическую карту индивидуальных познавательных способностей учащихся по каждому классу. В тестировании принимали участие 75 учащихся 8 классов. Творческий потенциал составил 48%, любознательность 42%, зрительная память 84%, слуховая 32%, постоянство – 42%, сосредоточение - 33%. Из них способны хорошо усваивать предмет: 24%; необходима помощь 59% учащихся; с трудом усваивают предмет 11%; не могут усваивать 6% учащихся. Определялась общая картина всего класса и индивидуальная каждого ученика в отдельности. Сопоставление индивидуальных познавательных способностей учащихся, позволило мне составить психологический портрет каждого ученика. Определилось отношение каждого ученика к учебе, подготовке, степени усвоения предмета, проблемы при отработке вычислительных навыков при обучении математике. На втором этапе (практическом) реализовывались технологическая карта педагогических технологий, цель применения которых:
Предпочтение отдаю технологии дифференцированного обучения, автор Гузик.
Определялся уровень обученности учащихся. После объяснения нового материала и показа образца применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях, проводятся самостоятельные работы, для проверки уровня усвоения.. Как только, 5 – 6 учеников, выполнят задания, собираю рабочие записи у всех. Результаты степени обученности проверялись по шкале В. Симонова. Например: при изучении темы: «Решение линейных уравнений» первая самостоятельная работа показала, что
4 - й уровень степени обученности, высокий, его достигли 15% учащихся – 3 - й уровень степени обученности – понимание. Его показали 20% учащихся. Это нормальный уровень. 2 - й уровень степени обученноси – запоминание. Низкий уровень, его показали 48% учащихся. ( См технологию В.Симонова - уровни обученности.) 1-й уровень 17% После этого провожу коррекцию знаний с учетом психо-физиологических данных учащихся. Учащимися отрабатываетя прием .И провожу вторую проверочную работу, результат которой показывает, что увеличилось число учеников на третьем и четвертом уровнях, . Учащиеся с 1 и 2 уровней лучше справляются с работой. Составлялась характеристика видов учебной деятельности, которая состоит из 4 уровней:
После этого провожу коррекцию знаний с учетом индивидуальный данных учащихся. Учащимися отрабатываетя прием усвоения темы. После этого провожу уроки - консультации, работу в парах сменного состава применяю каточки-минутки, алгоритмы, которые позволяют быстро проверить уровень усвоения материала. И провожу вторую проверочную работу, и результаты сравниваю, видно, что увеличилось число учеников на третьем и четвертом уровнях. Учащиеся с 1 и 2 уровней лучше справляются с работой. На третьем этапе (заключительном) Обрабатываю и сравниваю результаты
Если учащимся, которые нуждались в помощи, не предлагать варианты деятельности с учетом их индивидуальных возможностей, то степень обученности бедет низкой. В качестве поддержки эти учащиеся на первых этапах изучения темы имели памятки, алгоритмы решения. При этом учащийся не просто овладевает некоторыми умениями и навыками, он учится из многих способов деятельности выбирать наиболее подходящие для данной ситуации. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика. Владение системой приемов учебной деятельности называют умением учиться.
Вывод
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены