РАЗРАБОТКИ
|
Задачи моделирования как средство развития креативного мышления обучающихсяЧеловечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем изучая его модель – глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в биологии - строение человека по анатомическим муляжам и др. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей, отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире. Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, подчас и единственным инструментом исследования. Таким образом, специалистам в различных областях деятельности необходимо владеть навыками создания, анализа, корректировки модели, которые необходимо формировать в школе, в процессе учебной и внеурочной деятельности. В этом заключается актуальность представленной работы. Предметом исследования, представленного в данной работе являются задачи моделирования Поставлены следующие задачи:
Моделирование как метод познания В процессе моделирования должны присутствовать как минимум три участника: моделирующий субъект (человек), моделируемый объект (объект-оригинал) и объект-заменитель – собственно модель. Место задач моделирования в курсе информатики Федеральным компонентом государственного стандарта заложено достижение следующих целей:
В курс информатики 8-9 классов введен раздел «Формализация и моделирование», на изучение которого отводится 8 часов. Практические навыки обучающихся формируются при выполнении следующих практических работ: В базовом курсе информатики средней школы (10-11 кл.) раздел «Информационные модели» изучается 9 часов Практические навыки формируются в процессе выполнения практических работ: На профильном уровне изучается раздел «Моделирование и проектирование» (13 часов), Таким образом, изучение моделирования является непрерывным. Классификация задач моделирования Тема «Моделирование» в курсе информатики является сквозной, в решении любой задачи содержится этап моделирования. При рассмотрении предложенных тем и разделов базового курса информатики рассматриваются задачи различного содержания, различного уровня сложности, различной направленности, но их объединяет одно понятие «модель». Условно их можно разделить на следующие типы:
Задача 9. Цель: отработка учащимися умений определять существенные признаки, на основе которых строится модель деятельности
При компьютерном моделировании вводятся новые этапы:
Мозг человека содержит модель проблемной ситуации, в которой необходимо принять решение. Для решения используются метапроцедуры (ассоциативный поиск и ассоциативное рассуждение) , оперирующие с совокупностью знаний из той проблемной области, к которой принадлежит данная проблемная ситуация. /Данный подход исходит из того, что решение неизвестной задачи, так или иначе, основывается на уже решенных задачах, чем-то похожи на ту, которую надо решить./ Рассмотрим фрагменты учебной и внеурочной деятельности формирующие креативное мышление при описании окружающей действительности. Фрагмент 1 - Изложение новой темы «Система» Деятельность учителя Деятельность учащихся Вопрос: Давайте рассмотрим Класс как систему. Какие объекты находятся в классе? Ответ: Живые объекты: учитель, ученики; Неживые объекты: парты, доска, стенды, стулья. Вопрос: Почему мы выбрали объект класс, а не классная комната? Ответ: Классная комната является элементом системы Школа и относится к части здания, то есть это определенная форма, здесь присутствие таких объектов, как учитель и ученик, необязательно. А Класс как система описывает содержание, и важны все перечисленные выше элементы. Вопрос: Приведите пример системы, выделите объекты представленных систем. Ответ: Государство как система, объекты – президент, правительство, парламент, армия, народ. Фрагмент 2 – актуализация знаний по теме «Формы представления моделей» Деятельность учителя Деятельность учащихся Приведите примеры каждой формы представления моделей Возможные ответы: Данные в классном журнале, расписание, результаты олимпиады, представленные в таблице. Магистраль дорог, линии электропередач образуют сеть. С помощью дерева можно представить классификации объектов в химии и биологии, системы управления. Фрагмент 3 – практическое задание по теме «Информационные модели на графах» Задание: разработать генеалогическое дерево «Потомки Владимира Мономаха». Фрагмент 4 – домашнее задание творческого характера может быть дано учащимся на перспективу как задание первого уровня, дифференцированно, как задание второго и третьего уровня. Ниже приводятся примеры подобных заданий: По теме «Системный анализ и формализацию моделей», например Найти в учебной литературе различные модели, представленные в виде схемы, чертежа, формулы, алгоритма. По теме «Этапы построения моделей»: Разработать информационную модель движения автомобиля с помощью графических и математических средств. Фрагмент 5 –творческие проекты, выполняемые в рамках учебной и внеурочной деятельности. В процессе изучения различных модулей, формирующих основные понятия и навыки моделирования необходимо привлекать обучающихся к созданию проектов различной сложности и кратковременности, требующих от учащихся не только создания модели представленной учителем задачи, но и поиск проблемных ситуаций в окружающем мире, ее анализ и моделирование. Задания такого рода формируют целостное восприятие окружающего мира, развивают информационное видение явлений и процессов окружающего мира, что развивает познавательный интерес школьников и формирует их креативное мышление. В приложениях представлены некоторые проекты, выполненные учащимися в ходе учебной и внеурочной деятельности. Заключение Моделирование в современном научном познании используется как средство исследования сложных систем, непосредственное изучение которых затруднено или невозможно. На основе моделирования осуществляют перенос уже разработанных теорий в область новых знаний, что позволяет конструировать эти знания на достаточно хорошей теоретической базе. Поэтому эту сложную тему «Моделирование и формализация» необходимо рассматривать уже в школе, чтобы научиться пользоваться средствами научного знания для формирования собственных знаний об окружающем мире, чтобы овладеть логическими операциями творческого мышления.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены