РАЗРАБОТКИ
|
Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков.Автор: Остапов Станислав – студент гр. Д-11-ИП-2 Факультета экономики, истории и права КубГУ в г. Славянске-на-Кубани Научный руководитель: Доцент Щеднова Нелля Григорьевна Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство. К идее приоритета исследовательского метода в работе учителя, начиная со второй половины XIX века, обращались Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, согласно идеям которых, ученик в своей познавательной деятельности применяет те же исследовательские операции, что и ученый. К.Д. Ушинский утверждал, что задача учителя в данном случае "заставлять дитя приводить усвоенные им понятия в разнообразные комбинации". [1 стр. 32- 39]. Кем же является учитель для своего подопечного? Многие педагоги-философы определяют учителя как некий «авторитет», который способен воздействовать на учащегося. Проявление авторитета учителя во взаимодействии с учащимися в процессе воспитания и обучения, а также социальное отношение к педагогической профессии наиболее ярко нашло отражение в творчестве писателей второй половины XIX – XX вв., (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.) обращение к которым позволило выделить некоторые характерные типы учителей, например, учитель-идеал – духовный наставник, обладающий высоким уровнем развития профессионально-педагогических, социально-коммуникативных качеств, способностью и потребностью в творческом самосовершенствовании в профессии, характеризующийся авторитетом личности, образ которого является самым желательным для образовательного процесса. Изучение и анализ педагогических идей формирования авторитета учителя показали, что с середины XIX в. под влиянием гуманистических и демократических идей западноевропейских просветителей К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо и других, а также активизации общественно-педагогического движения в России была сформирована антропологическая концепция педагогики, которая отражала нравственную направленность авторитета учителя и была основана на общечеловеческих ценностях. В контексте антропологической концепции ставилась проблема научной, специальной и психолого-педагогической подготовки учителя, о чем не раз упоминает К.Д. Ушинский в свое работе «Опыт педагогической антропологии». Аксиологическим приоритетом во взаимоотношениях учителя и учащихся стали любовь к детям, уважение в ребенке растущей человеческой личности, служение развитию ребенка, его поддержка, стимуляция творческих сил (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, П.Г.Редкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.)[3,10]. Авторитет учителя стал рассматриваться не только как средство, обеспечивающее послушание, но и побуждения учащихся к самостоятельности, активности, в основе которого лежали положительное отношение к учителю, его добровольное признание, доверие, уважение, любовь к учителю. В отечественном педагогическом наследии этого периода авторитетный педагог представлялся в качестве образца нравственного совершенства, эталона поведения (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.).[3].Впервые социальное развитие общества начинало рассматриваться в прямой зависимости от личностно-нравственного состояния и профессиональной компетентности учителя К.Д. Ушинским, в своем труде «Человек как предмет воспитания». Соответственно к учителю выдвигались требования всесторонней подготовки, безупречного знания своего предмета (Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.), владения теоретическими положениями педагогики и психологии (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.)[4] . Владения методикой преподавания своего предмета, позволяющей обеспечить глубокий интерес к нему у учащихся (П.Ф. Каптерев, Н.Г. Чернышевский и др.)[5]. Любви к своей профессии (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.), высокой ответственности, серьезного, добросовестного отношения к своим обязанностям (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.), справедливости (П.Ф. Каптерев и др.), знания особенностей учащихся (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.), педагогического такта (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.)[7]. Использования дифференцированного подхода к учащимся (П.Ф. Каптерев и др.) [6]. В период 1917-1930 гг. авторитет учителя приобрел социоориентированный характер. Учитель в представлениях прогрессивных педагогов 20-х гг. XX в. (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.) становился равным ученику, их связывали дружеские отношения, взаимоуважение, целью воспитания становилась внутренняя свобода личности, развитие творчества ребенка при условии развивающей роли труда. В качестве стиля деятельности учителя приветствовалась педагогическая поддержка. Среди значимых качеств педагога, востребованных в рассматриваемый период, выделялись такие, как любовь к детям (П.П. Блонский и др.)[8]; умение найти подход к детям (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская и др.), организовать взаимодействие с ними, создать и укрепить детский коллектив, организовать разнообразную творческую деятельность детей, ученическое самоуправление (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.), творчество учителя в классе, умение пробудить у ребенка интерес к своему предмету (Н.К. Крупская и др.)[9]. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место - утверждал П.Ф. Каптерев, в своей работе «Дидактические очерки» – те или иные свойства ее могут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Итак, в воспитательной и обучающей деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека, 1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения М.;1961 2. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования М.; 1907 3. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания//Вестник воспитания; 1896; №2 4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения// Под ред. Арсеньева А.М.. - М.;1982 5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения// Под ред. Арсеньева А.М.. - М.; 1982 6. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.2. Общие вопросы педагогики М.;1958. 7. Лукаций М.А. Л.Н. Толстой О деятельности учителя//Научно-методический журнал Начальная школа М.;2008 №8 стр.68-76 8. Латьшена Д.И. Л.Н. Толстой Народный педагог//Научно-теоретический журнал Педагогика М.;2010 №10 9. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения М.;1985 10.Ушинский К.Д. Проблемы педагогики М.;2002
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены