РАЗРАБОТКИ
|
Словарная работа на основе этимологии словИванова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 13» Г.Магадан Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Наиболее основательной современной работой, посвящённой использованию этимологического анализа при изучении трудных слов, является книга И.В. Прониной "Изучение трудных слов с применением этимологического анализа". В работе подчёркивается единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря использованию этимологического анализа: "Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически-трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы». Ученик привыкает к мысли о том, что для правильности письма необходимо разобраться в морфологической структуре слова, и вырабатывает самую нужную при обучении орфографии привычку, привычку думать при письме о корне слова, о его структуре" Делая выводы из выше сказанного, можно говорить о том, что элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно. Некоторые статьи, подобранные учащимися для создания этимологического словарика (информация из энциклопедических статей, из ресурсов Интернета) Тетрадь. Слово тетрадь пришло к нам из греческого языка. Название тетрадь произошло от слова «тетро», что обозначает «сложенный вчетверо». Слово тетрадь и обозначает четвёртую часть большого листа бумаги.Если мы сложим пополам лист бумаги, а потом ещё раз перегнём его , разрежем эту книжечку на листочки, сошьём по середине, то получим тетрадь, которая была раньше. Сейчас в тетради листов больше четырёх, но название так и осталось. (материал подобран Корсун Полиной, ученицей 2 В) Лопата. В старину существовало слово лоп . Это слово обозначало широкий лист. От слова лоп образовались слова «лопух» – растение с широкими листьями, «лопата» – орудие труда, напоминающее лист. Теперь понятно, почему человека с большими ушами называют «лопоухим» - у него уши похожи на лопаты (листья). (материал подобран Коробановым Александром, учеником 2 В) Автомобиль. Слово автомобиль пришло к нам из французского языка. Образовано это слово из двух слов: греческого слова «аутос» - , что значит «сам», и латинского «мобилис», обозначающего «движущийся, подвижный». Вот и получается : автомобиль – сам собою движущийся. В русском языке теперь много слов, в которых есть часть авто - , например автокран, автобус, автовокзал, автозавод и др. (материал подобран Руленко Валерией, ученицей 2 В) Литература 1. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с.55-60 2. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 1995 3. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003 4. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд. пед. наук. - Ульяновск, 2000 5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215 6. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. - М.: Просвещение, 1964
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены