РАЗРАБОТКИ
|
Формирование читательской компетентности школьниковМуниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Гулькевичи, Краснодарского края
Суворова Елена Васильевна
Учитель начальных классов
Формирование читательской компетентности школьников
1. Формирование компетентностей через использование различных педтехнологий
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, один из них - зрительные диктанты по методике профессора И.П. Федоренко, которые способствует достижению результативности в обучении чтению, я немного преобразовала их с учетом ИКТ (диктанты провожу с помощью презентаций – см. папку «Зрительные диктанты»). У меня три набора текстов. Один – с воспитательным контекстом, состоит в основном из пословиц и поговорок. Сейчас, в 4 классе, очень часто можно услышать в речи детей фразу из набора – «Умный уступает», «добро помни, а зло забывай» и др. Дети применяют эти выражения уже осознанно, с целью воспитательного воздействия друг на друга. Второй набор на основе краеведения. Третий набор я преобразовала с помощью учеников на основе родного города Гулькевичи (например - «Город улыбок девичьих» фраза из песни о Гулькевичи, «Именем Симонова названа улица Гулькевичи»). Эффективность проведения зрительных диктантов высока, только если применять их регулярно, при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений (подробнее – см. приложение). Продолжая эту тему, считаю важным перейти на следующую ступень: к формированию читательской компетентности (умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты) при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников. На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения. 1. Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный). 2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов применяю технологию деятельностного метода, которая позволяет мне на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Деятельностный метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Деятельность — это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), обусловленная "нуждой”, "необходимостью” в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Так, деятельность учителей и родителей направлена на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на освоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта. Уроки по литературному чтению строятся на основе системно-деятельностного подхода. На уроках обучающиеся учатся самостоятельно:
4. Рассказ от имени героя (речевое развитие). 5. Работа с иллюстрациями к произведению. 6. Театрализация. 7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого. Постепенно у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Включаю в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Для этих целей применяю свои презентации, фрагменты уроков других учителей, которые хранятся в моем помощнике – компьютере по тематическим подборкам. Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений. Данные приёмы работы успешно проходят при применении КСО. В совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят инсценировки к изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность. Все это успешно работает на уроках литературного чтения, но требует кропотливой подготовки учителя. Здесь на помощи приходят тетради по литературному чтению. Я работаю по УМК «Школа 2100», в котором, удачно подобраны все перечисленные выше виды заданий для развития читательской компетентности. Под нею будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Выступление мальчишек с инсценировкой отрывка из книги В. Катаева «Сын полка» на празднике к 65- летию Великой Победы потрясло всех. В итоге, вся начальная школа читала эту книгу. Равнодушных не осталось. Результатом стало написание сочинений о Ване Солнцеве. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. В своей практике я использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
С уверенностью можно сказать, что библиотека – наша вторая классная комната. Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью в подготовке к урокам, викторинам, проектам к Т.Г. Кальченко – нашему любимому библиотекарю. С её помощью наш класс занял второе место в районе во Всероссийском конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь». 11 учеников класса получили грамоты за активное участие (и в том числе призовые места) в конкурсе чтецов «Салют, Победа!». Ученики нашего класса второй год подряд занимают призовые места в школьных конкурсах чтецов, в школьной олимпиаде по литературному чтению. 22 марта в детской библиотеке стартовала Неделя детской и юношеской книги. На театрализованное представление «Книга в гости к нам пришла», которое было подготовлено учениками моего класса и библиотекарем Т.Г. Кальченко, были приглашены учащиеся МОУ СОШ № 1, 2. Детей ждали приятные сюрпризы, встречи с героями любимых сказок, литературные игры и викторины. В таких моментах ярко проявляется воспитательно-педагогический потенциал детской литературы, а мотивация школьников к чтению, как результат взаимодействия библиотекаря и педагога, возрастает. С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия. На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской компетентности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены