РАЗРАБОТКИ
|
Использование системно-деятельностного метода и интерактивных технологий как условие формир-я информационной компетенции младших школьников«Использование системно-деятельностного метода и интерактивных технологий как условие формирования информационной компетенции младших школьников (на примере обучения русскому языку)»
Суворова Елена Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2, г. Гулькевичи
План выступления:
В своём выступлении я постараюсь соединить тему фестиваля – «Реализация системно – деятельностного метода», тему секции – «Формирование УДД» и свою работу на уроках средствами ИКТ.
Я работаю в 1 классе по новым ФГОС, УМК «Перспектива», недавно в кабинете установили интерактивную доску Smart Board c ПО Smart Notebook. Вместе с комплектом учебников поступили электронные средства обучения (диски) по обучению грамоте, русскому языку, технологии, имеются технологические карты на каждую тему каждого предмета. В таких условиях работать хочется, но на первых порах сложно. Предлагаю на фестиваль практически свою первую работу по интеграции всех этих условий. Основа метода – получение ребенком знаний не в готовом виде, а в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ):
Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) с позиций преемственности с традиционной школой. Позитивные изменения в личностном развитии детей, в их умении общаться, в развитии деятельностных способностей появляются спустя очень небольшой отрезок времени. Но к математике применить ТДМ легко, т.к. есть учебники Л.Г.Петерсон. с русским языком сложнее, т.к. на сегодняшний день нет такого учебника и приходится осваивать самому с помощью книг, статей, интернета, курсов. Мне очень понравилась фраза из статьи С.Е.Мазуриной, опубликованной на сайте «Школа 2000», которую я взяла за основу своей работы на уроках русского языка: Новый стандарт относит умения работать с информацией к познавательным универсальным учебным действиям, которые включают в себя поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование информации; оценку её достоверности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации. Деятельностный подход к организации обучения даёт нам возможность выстроить информационные умения в соответствии со структурой деятельности, которая состоит из нескольких этапов:
Конечно, учебники содержат только ориентиры для организации работы по формированию информационной компетенции младших школьников. Необходима систематическая работа в данном направлении. Учитель должен ориентироваться при конструировании учебных задач на использование детьми разных источников информации и средств её получения. Источники информации, с которыми могут работать младшие школьники следующие: естественные (природа) и созданные человеком: текстовые носители, графические модели (схемы, таблицы, графики, графы), числовые ряды, закономерности, аудио- и видеоряды, интернет В качестве примеров рекомендуются задания, направленные на формирование информационных умений и предполагающие работу с разными источниками информации:
Одним из способов, повышающих мотивацию учебной деятельности, обеспечивающих эффективность урока и формирующих деятельностные способности ребенка, может быть использование компьютера и интерактивной доски (ИД). Компьютер и ИД в обучении младших школьников должны стать обогащающими и преобразующими элементами развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Мои первоклашки воспринимают ИД на уровне подсознания, интуитивно. Дети легко и свободно научились пользоваться ею. А сколько восторга вызывает работа на ИД, ведь время работы строго ограничено нормами СаНПинов. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. В УМК «Перспектива» в электронных средствах обучения есть свой «учитель»-Иван Иванович Самоваров. Доступным языком он объясняет ученикам новый материал. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Неоценимую помощь в работе оказывают ИКТ и для учителя. Совершенствуя навыки работы с компьютером и ИД, значительно сокращается время подготовки к уроку. Проведение урока это коллективное творчество и не всегда можно предугадать все, что может пригодиться на уроке. С помощью «умной» техники за считанные секунды «вытягиваешь» из памяти и выводишь на экран все необходимое для процесса обучения. Краткий конспект урока с комментариями. 1. Мотивация к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
3. Выявление места и причины затруднения. Учащиеся делают вывод о необходимости построения нового знания. С этой целью:
Учитель организует дальнейшую работу в двух группах. Упражнение 1и 6 выполняются в тетрадях на печатной основе (составляют слова) - фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. ФИЗМИНУТКА для глаз 6. Первичное закрепление во внешней речи. Упражнение 174, 178, 179. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Упражнение 4 в тетради на печатной основе. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? 9. Рефлексия учебной деятельности и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Для младших школьников компьютер выполняет различные функции. Так, в роли учителя он представляет собой источник учебной информации, который частично заменяет педагога, книгу. Кроме того, информационные технологии позволяют создать для ребенка индивидуальное информационное пространство, использовать технику в качестве тренажера и средства диагностики мониторинга знаний и умений. Ученики на ИД проверяют выполнение практически всех заданий урока. Источники информации:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. 2. Формирование информационной компетенции младших школьников // ж. «Источник» №2, 2010. 3.http://volkolledzh.ru/povyshenie-kvalifikaczii/metodicheskie-materialy статья Никитиной Л.П. 4. www.pnpo.akipkro.ru/files/2006/dejatel_podhod.docx статья Мазуриной С.Е. «Использование технологи деятельностного метода на уроках русского языка.» 5. «Деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе» Л.Г. Сесюнина, Нач.школа плюс- минус 08.2008 6. Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон www.shool2000.ru 7. материалы курсов ККИДППО
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены