РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование системно-деятельностного метода и интерактивных технологий как условие формир-я информационной компетенции младших школьников

«Использование системно-деятельностного метода и интерактивных технологий как условие формирования информационной компетенции младших школьников (на примере обучения русскому языку)» 

 

Суворова Елена Васильевна 
Учитель начальных классов 
МБОУ СОШ № 2, г. Гулькевичи 
 

План выступления:

1. Теоретические основы используемых в педдеятельности технологий:

    • технология деятельностного метода;
    • формирования информационной компетенции;
    • использование ИКТ ( интерактивной доски (ИД).

2. Практическая часть – урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Приложения:

    • презентация к выступлению;
    • технологическая карта урока с пояснительной запиской, с презентацией урока.

В своём выступлении я постараюсь соединить тему фестиваля – «Реализация системно – деятельностного метода», тему секции – «Формирование УДД» и свою работу на уроках средствами ИКТ.

 

Я работаю в 1 классе по новым ФГОС, УМК «Перспектива», недавно в кабинете установили интерактивную доску Smart Board c ПО Smart Notebook. Вместе с комплектом учебников поступили электронные средства обучения (диски) по обучению грамоте, русскому языку, технологии, имеются технологические карты на каждую тему каждого предмета. В таких условиях работать хочется, но на первых порах сложно. Предлагаю на фестиваль практически свою первую работу по интеграции всех этих условий.
О технологии деятельностного метода (ТДМ) я впервые услышала на ознакомительных курсах в ККИДППО. Мне повезло, ведь рассказывала о новом методе его автор, Л.Г. Петерсон. Я сразу решила предпринять первые шаги в освоении этого метода на уроках математики.

Основа метода – получение ребенком знаний не в готовом виде, а в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ):

  1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
  2. Актуализация и пробное учебное действие.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется, в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) с позиций преемственности с традиционной школой.

Позитивные изменения в личностном развитии детей, в их умении общаться, в развитии деятельностных способностей появляются спустя очень небольшой отрезок времени. Но к математике применить ТДМ легко, т.к. есть учебники Л.Г.Петерсон. с русским языком сложнее, т.к. на сегодняшний день нет такого учебника и приходится осваивать самому с помощью книг, статей, интернета, курсов. Мне очень понравилась фраза из статьи С.Е.Мазуриной, опубликованной на сайте «Школа 2000», которую я взяла за основу своей работы на уроках русского языка:
«В русском языке больше алогичного, чем логичного», – говорили мне. Как же было не отреагировать на сомнения коллег, ведь они правы – в живом языке не все логично… Появились два героя – Его Величество Правило (логичность) и Его Величество Словарь (алогичность)... С этого момента детям стало ясно, что при возможности доказательства нужно обращаться к правилам, а если такой возможности нет, – мы обращаемся к словарю». На этом и пытаюсь строить свою работу на уроках русского языка по ТДМ.
Состояние современного общества делает актуальным процесс развития информационной компетенции школьников. Обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются метапредметные результаты, среди которых важное место занимает информационная компетенция.

Новый стандарт относит умения работать с информацией к познавательным универсальным учебным действиям, которые включают в себя поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование информации; оценку её достоверности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации. 

Деятельностный подход к организации обучения даёт нам возможность выстроить информационные умения в соответствии со структурой деятельности, которая состоит из нескольких этапов:

  1. осознание личной потребности в информации для решения проблемы;
  2. выработка стратегии поиска информации через значимые вопросы;
  3. нахождение информации, соответствующей теме;
  4. оценка точности, авторитетности, достоверности информации;
  5. анализ, сортировка, организация информации;
  6. формирование собственного отношения к полученной информации;
  7. представление собственного информационного продукта.

Конечно, учебники содержат только ориентиры для организации работы по формированию информационной компетенции младших школьников. Необходима систематическая работа в данном направлении. Учитель должен ориентироваться при конструировании учебных задач на использование детьми разных источников информации и средств её получения. Источники информации, с которыми могут работать младшие школьники следующие: естественные (природа) и созданные человеком: текстовые носители, графические модели (схемы, таблицы, графики, графы), числовые ряды, закономерности, аудио- и видеоряды, интернет
В младшем школьном возрасте доступными средствами получения информации являются наблюдение, чтение, слушание, рассматривание, манипуляции с объектами, общение, разбор объекта на части.

В качестве примеров рекомендуются задания, направленные на формирование информационных умений и предполагающие работу с разными источниками информации:

  • найти в тексте подтверждающую информацию;
  • найти в тексте скрытую информацию (причинно-следственного или оценочного характера; обнаружить авторскую позицию);
  • сделать выводы на основе наблюдения;
  • занести данные наблюдения в таблицу;
  • исправить схему;
  • дополнить модель после прочтения текста;
  • сравнить точность информации на определённую тему в художественном и научно-популярном тексте;
  • пользуясь страничкой из толкового словаря, объяснить значение слова;
  • прочитав текст учебника, сделать из пластилина макет изучаемого объекта;
  • подобрать подходящие из представленных репродукций (музыкальных отрывков) к прочитанному стихотворению, объяснить свой выбор;
  • составить план поиска информации по поставленной проблеме;
  • определить нужные источники получения информации для ответа на возникший вопрос;
  • составить перечень вопросов для анкеты (беседы) по определённой теме;
  • определить, какой из представленных отрывков (даны тексты разных стилей) даёт ответ на вопрос.
Предлагаемые задания необходимо использовать систематически, последовательно включая их в содержание учебных тем и уроков.
Одним из способов, повышающих мотивацию учебной деятельности, обеспечивающих эффективность урока и формирующих деятельностные способности ребенка, может быть использование компьютера и интерактивной доски (ИД).
Компьютер и ИД в обучении младших школьников должны стать обогащающими и преобразующими элементами развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Мои первоклашки воспринимают ИД на уровне подсознания, интуитивно. Дети легко и свободно научились пользоваться ею. А сколько восторга вызывает работа на ИД, ведь время работы строго ограничено нормами СаНПинов.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. В УМК «Перспектива» в электронных средствах обучения есть свой «учитель»-Иван Иванович Самоваров. Доступным языком он объясняет ученикам новый материал. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама (более интересный приём наглядности).

Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Компьютер и ИД формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Иногда такая схема, таблица рождается непосредственно на уроке. Благодаря современным технологиям, ИД работа выглядит эстетично, красочно, легко сохраняется и применяется на следующих уроках. Но самое главное, что в её создании принимают участие ученики, работая по технологии деятельностного метода. Так было у меня на уроке по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает? какая?»

Неоценимую помощь в работе оказывают ИКТ и для учителя. Совершенствуя навыки работы с компьютером и ИД, значительно сокращается время подготовки к уроку. Проведение урока это коллективное творчество и не всегда можно предугадать все, что может пригодиться на уроке. С помощью «умной» техники за считанные секунды «вытягиваешь» из памяти и выводишь на экран все необходимое для процесса обучения.
Предлагаю свой вариант урока русского языка в 1 классе по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», построенного по технологии деятельностного метода с помощью ИКТ.
Это первый урок по теме, основывается на знании учащихся фонетического анализа звуков, полученных в период обучения грамоте. Работа с файлами созданными в Smart Board является шаблоном для составления дальнейших уроков для ИД, используется частично на разных этапах урока в соответствии с СаНПинов.

Краткий конспект урока с комментариями.

1. Мотивация к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

  1. создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
  2. актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Конечно же, минутку чистописания нужно вводить как первое задание на этапе актуализации знаний, чтобы подготовить руку к каллиграфическому письму. Идёт тренировка соответствующих мыслительных операций, повторение знаний по фонетической работе. Изучая звуки русского языка, учащиеся 1 класса заполняют таблицу, которая ложится в основу всего курса фонетики на протяжении всей начальной школы. Проводится работа по карточкам с целью выявления затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения. Учащиеся делают вывод о необходимости построения нового знания. С этой целью:

  1. выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
  2. учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Выявляем цель урока - понять, какая гласная пишется: а или я, и или ы, у или ю после согласных: Ж, Ш, Ч, Щ.) В коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Создаём план:
  1. Узнать секрет согласных Ж, Ш, Щ, Ч.
  2. Применить секрет для выбора букв.
  3. Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта поможет нам выполнить Иван Иванович Самоваров (учитель из учебника). Видео сюжет с электронного приложения к учебнику Л.Ф.Климановой «Русский язык» 1 класс. Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания. Для того чтобы работа по выполнению второго шага плана была успешной, я предлагаю воспользоваться опорной схемой - Задумайся, какая гласная - Примени правило - Выбери гласную
Учитель организует дальнейшую работу в двух группах. Упражнение 1и 6 выполняются в тетрадях на печатной основе (составляют слова) - фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

ФИЗМИНУТКА для глаз

6. Первичное закрепление во внешней речи. Упражнение 174, 178, 179.
Выбрать слова с нашими буквосочетаниями, устно объясняя правописание данных слов. Работа в парах

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Упражнение 4 в тетради на печатной основе. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?
Домашнее задание: Творческое задание: придумать по 1 слову на каждый случай.
-Прочитать р. н. сказку «По щучьему велению», так как завтра мы будем продолжать изучать правило жи –ши, ча-ща, чу-щу. Мы будем при помощи ИД восстанавливать диафильм по сказке.
Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. Упражнение 2 в тетради на печатной основе, составим предложения с этими словосочетаниями.

9. Рефлексия учебной деятельности и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Эвристическое задание выполняется в течение недели
Учащиеся выполняют художественные плакаты, оживляя буквы и придумывая свои образы, но не нарушая данной орфограммы
Развитие информационной компетентности происходит через текст, схему, правило (работа с книгой, тетрадью на печатной основе), умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ( в данном случае это учебник, слайды ИД, электронное пособие, тетрадь на печатной основе); создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, звука; использование интерактивной доски, компьютера. Всё это присутствует на данном уроке.

Для младших школьников компьютер выполняет различные функции. Так, в роли учителя он представляет собой источник учебной информации, который частично заменяет педагога, книгу. Кроме того, информационные технологии позволяют создать для ребенка индивидуальное информационное пространство, использовать технику в качестве тренажера и средства диагностики мониторинга знаний и умений. Ученики на ИД проверяют выполнение практически всех заданий урока.
Компьютер и ИД использовался на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; в процессе закрепления изученного материала; при повторении, обобщении и систематизации; в ходе контроля знаний, умений и навыков
«Что услышал – то забудешь, что увидишь – то запомнишь, что сделаешь – тому научишься» . Попробуйте поработать используя новые технологии, результат виден сразу.

Источники информации:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
2. Формирование информационной компетенции младших школьников
// ж. «Источник» №2, 2010.
3.http://volkolledzh.ru/povyshenie-kvalifikaczii/metodicheskie-materialy статья Никитиной Л.П.
4. www.pnpo.akipkro.ru/files/2006/dejatel_podhod.docx статья Мазуриной С.Е. «Использование технологи деятельностного метода на уроках русского языка.»
5. «Деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе» Л.Г. Сесюнина, Нач.школа плюс- минус 08.2008
6. Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон www.shool2000.ru
7. материалы курсов ККИДППО
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены