РАЗРАБОТКИ
|
Резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся. Камейша Владимир Владимирович
ГБОУ СОШ № 402 г. Москва
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей детей посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность. Учебно-трудовая деятельность протекает в различных организационных формах. Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством обучающихся, особенностями содержания конкретных разделов программ, материально-техническим обеспечением. На занятиях целесообразно использовать три основные формы организации:
В процессе обучения учащихся овладевают умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности. Резьбу по дереву необходимо начинать с обучения ребят основным понятиям о видах резьбы, материалах, применяемых для резьбы, обучению приемам работы с инструментами и приспособлениями. Выполнения простейших орнаментов с элементами геометрической резьбы. Педагог должен направлять процесс отбора возможных композиций, лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы других учащихся и работы, выполненные профессионалами. Задача учителя – ориентировать обучающихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративного – прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Учебный процесс во многом зависит от первого задания, оно должно быть понятным, доступным. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему. Учебные занятия по резьбе начального периода лучше выполнять на липе или осине. Нужно учитывать отличительные особенности индивидуально-творческой деятельности обучающихся. Целью творческих работ должно являться – внимательное наблюдение за окружающим миром и преобразование этих наблюдений в декоративные образы в соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого наблюдения. В процессе создания своих изделий школьники должны решать следующие проблемы:
Этапы решения проблемных ситуаций:
Общие функции проблемного обучения:
Функции проблемного мышления:
Теоретические основы проблемного обучения.
Первый способ – побуждение ребят к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний. Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными об этих фактах. Пятый способ – выдвижение предложения (гипотез) формулировка вывод и их опытная проверка. Шестой способ – побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. Седьмой способ – организация межпредметных связей.
Связь теории с практикой.
Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом. Участие в труде побуждает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт учеников. Принцип научности требует, чтобы на занятиях использовались современное новейшее оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения.
Систематичность и последовательность в обучении.
Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно и могут свободно использоваться в практической деятельности. При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей детей и способность развить их.
Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющие пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Методы формирования умений и навыков ручной обработки древесины на занятиях могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия детьми. В практике одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь целесообразно применять следующую методику:
Практические методы должны варьироваться педагогом в применении: в зависимости от длительности обучения и, в значительной степени, от возраста обучающихся. В этих случаях помогают технологические карты и творческие задания
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены