РАЗРАБОТКИ
|
Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей педагогики.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Белгорода»
Психолого — педагогические основы здоровьесберегающей педагогики
(из литературных источников и личного опыта)
Устинова Татьяна Алексеевна
учитель биологии
Белгород - 2012
Педагог в своей работе должен учитывать особенности протекания психических процессов (восприятия, внимание, память, мышление, чувства, воля ), психических свойств (способности, темперамент, характер) и индивидуально — психологические особенности школьников.
В психологии разработаны методики успешно компенсирующие дефекты памяти, внимания, некоторые формы интеллектуальных отклонений. Это поле деятельности для школьного психолога. Я бы хотела акцентировать ваше внимание на чувственно — волевой сфере учащегося. Мне кажется крайне важным, с какими чувствами ребенок сотрудничает со мной. Эмоциональный фон урока следует учитывать в своей работе по двум причинам:
Накоплено немало данных показывающих, что в основе многих детских неврозов лежат длительные отрицательные эмоциональные состояния. Другая причина возникновения невротических состояний — общая слабость детской нервной системы, несогласованность процессов возбуждения и торможения. А именно неврозы - «поставщики» самых разнообразных заболеваний: сердечно - сосудистых, экземы, иммунодефицита, гастроэнтерологических заболеваний, дефицита массы тела. Четко вырисовывается причинно — следственная связь: длительные отрицательные эмоции - стрессы - неврозы - соматические заболевания.
Разумеется, что в этом виновата не только школа. Плохая экология, неправильное питание, недостаток физической активности также подрывают здоровье школьников. Школьники в данном случае полностью отстранены от процесса творческого обучения и проявления инициативы. Ученическая деятельность строится на жестком регламентировании исполнения поставленных целей, а ученик рассматривается как часть механизма, обеспечивающего выполнение преподавателем учебного плана по предмету. Авторитаризм не требует высокого профессионализма в области непосредственного направления деятельности. Другой, не менее важной причиной стрессовых ситуаций на уроке является недостаточное использование различных технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» Стараюсь находить поводы и причины для радости. Считаю, что для учителя важно уметь восхищаться своими учениками Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Стараюсь особенно быть внимательной к детям из неблагополучных семей, где часто бывают конфликты и не всегда есть возможность подготовить домашнее задание. В таких ситуациях действует правило: не подготовился к уроку — предупреди учителя до начала урока. Особо опасны психологические травмы для учащихся, обучающихся в коррекционных классах. Наложение психической нагрузки на проблемы соматического здоровья приводит к еще большим осложнениям. Есть множество специальных упражнений снимающих негативные эмоции. Понимая, что отсутствие мотивации процесса познания также играет негативную роль. Стараюсь не только в начале урока объяснить учащимся — зачем мы вместе собрались, но и по ходу урока напоминаю о наших целях и промежуточных результатах. Положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность — это половина успеха. Все эти причины можно рассматривать как недостаточную психологическую культуру учебно-воспитательного процесса приводящую как минимум к к длительным стрессам, а в дальнейшем к неврозам. Первые признаки невроза — повышенная утомляемость, сонливость, нерешительность, иногда, наоборот, раздражительность, взрывчатость. Часто, именно учитель советует родителям обратиться к невропатологу. Физиология неврозов. Современные исследования показывают, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых глубинных образований головного мозга. Особо важная роль в этом отношении принадлежит гипоталамусу. Именно здесь располагаются центры агрессии и страха.
Анкета «Оценка напряженности» состоит из 30 вопросов, на которые надо ответить: да- нет — не знаю. Например, такие вопросы:
Из результатов анкетирования видно, что 33% учащихся 7А класса имеют высокий и выше среднего уровень напряженности. Аналогичный показатель в 7Б -15%. Следовательно и работать в этих классах нужно по разному.
Рекомендации по снижению эмоциональной тревожности учащихся:
Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены